Возмещение сотрудниками казенного учреждения стоимости телефонных переговоров неслужебного характера
Оплата казенным учреждением расходов, связанных с использованием сотрудниками служебных телефонов в личных целях, может быть квалифицирована специалистами контролирующих органов как нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного ст. 38 БК РФ. Более того, даже если эти расходы впоследствии будут возмещены сотрудниками, может ставиться вопрос о неэффективном использовании бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
Напомним, что согласно ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателей бюджетных средств относится, в частности, обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Положения п. 2.5.4 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н), предусматривают возможность учета суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
Под "восстановлением кассовой выплаты" безусловно понимаются все операции по возврату денежных средств контрагентом, перед которым возникло соответствующее бюджетное (денежное) обязательство и которому ранее казенным учреждением были перечислены (уплачены) денежные средства. Иное, более широкое, толкование понятия "восстановление кассовой выплаты" может стать предметом разногласий между специалистами казенного учреждения и контролирующими органами.
Кроме того, следует понимать, что при внесении сотрудником казенного учреждения в кассу денежных средств в счет возмещения стоимости неслужебных или сверхлимитных телефонных переговоров нет оснований для увеличения остатка неисполненного бюджетного обязательства, подлежащего исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Согласно Указаниям N 65н компенсация затрат государства, в том числе погашение дебиторской задолженности прошлых лет, отражается в бюджетном учете администратора доходов бюджета с применением статьи КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".
На основании реквизитов, указанных казенным учреждением в Объявлении на взнос наличными, средства могут зачисляться на лицевой счет получателя бюджетных средств в порядке восстановления кассовых выплат на соответствующие коды классификации расходов бюджета и уже с этого лицевого счета направляться в доход бюджета.
Учитывая изложенное, расчеты по компенсации стоимости неслужебных и сверхлимитных телефонных переговоров, оплаченных казенным учреждением как в текущем году, так и в прошлые годы, могут отражаться в учетных регистрах с использованием следующих бухгалтерских записей*(1):
Дебет | Кредит | Содержание операции |
КДБ 1 209 30 560 | КДБ 1 401 10 130 | Начислена задолженность перед бюджетом по компенсации сотрудником стоимости неслужебных (сверхлимитных) телефонных переговоров |
КИФ 1 201 34 510*(2) | КДБ 1 209 30 660 | Средства внесены в кассу учреждения |
КРБ 1 210 03 560 | КИФ 1 201 34 610*(2) | Денежные средства внесены на лицевой счет получателя бюджетных средств |
КРБ 1 304 05 221 | КРБ 1 210 03 660 | Поступление средств учтено на лицевом счете |
КДБ 1 210 02 130 | КРБ 1 304 05 221 | Средства перечислены и зачислены в доход бюджета (на основании данных выписок из лицевых счетов администратора доходов бюджета, получателя бюджетных средств) |
Денежные средства, внесенные работником казенного учреждения, могут перечисляться в счет погашения дебиторской задолженности на основании реквизитов, указанных в Объявлении на взнос наличными, непосредственно в доход бюджета на лицевой счет администратора доходов на соответствующий код доходов бюджета (см. п. 33 Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденных приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н).
При внесении наличных денежных средств на лицевой счет администратора могут применяться следующие корреспонденции:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
КДБ 1 210 03 560 | КИФ 1 201 34 610*(2) | Внесены наличные денежные средства на счет в кредитной организации |
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 210 03 660 | Поступили доходы от компенсации затрат бюджета на лицевой счет администратора доходов бюджета |
______________________________
*(1) Корреспонденции приводятся для казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме
*(2) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности