Реализация металлолома госучреждениями
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
В государственных (муниципальных) учреждениях необходимость в оприходовании и дальнейшей реализации металлолома, как правило, возникает при списании объектов имущества, принадлежащих этим учреждениям на праве оперативного управления. Остановимся подробнее на наиболее важных вопросах, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами учреждения в том случае, если в результате списания имущества в распоряжение организации поступают лом и отходы цветных и (или) черных металлов.
Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляется специальной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Например, при списании объектов основных средств оформляются:
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
- Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105).
Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании только после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). К таким мероприятиям относятся демонтаж, разборка, уничтожение, утилизация, реализация и т.п.
На практике данные требования могут быть реализованы следующим образом.
Вариант 1
Предусматривается первичная разборка (демонтаж)
Может быть запланирован демонтаж и разборка объекта с последующей полной или частичной:
- утилизацией (уничтожением),
- реализацией или безвозмездной передачей полученных частей;
- использованием полученных частей в деятельности учреждения.
В этом случае уже после первичной разборки остающиеся в распоряжении учреждения составные части объекта не могут рассматриваться в качестве основного средства согласно положениям п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Следовательно, уже после первичной разборки комиссия должна передать Акт в бухгалтерию для отражения в учете списания объекта основных средств.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая положения п.п. 2, 3 ст. 299 ГК РФ, можно сделать вывод, что материальные запасы (металлолом и иные отходы), поступающие в связи со списанием объектов имущества, принадлежат учреждению на праве оперативного управления. Однако это не означает, что все полученные детали подлежат балансовому учету - оприходовать можно только те, которые соответствуют критериям отнесения к нефинансовым активам, то есть пригодны для использования в деятельности учреждения, переработки, реализации. Это следует из экономического смысла понятия "актив".
Таким образом, составные части, которые могут рассматриваться в качестве нефинансовых активов, учитываются в составе материальных запасов (п.п. 22, 98 Инструкции N 157н). Иные составные части в виде твердых и жидких отходов не подлежат балансовому учету. В то же время они могут "генерировать" определенные расходы - учреждение обязано обеспечить их вывоз и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вариант 2
Предусматривается передача объекта основных средств без первичной разборки (демонтажа)
Имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования в организации, списывается из состава основных средств, так как не отвечает понятию актива (см., в частности, письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211). До момента ликвидации (уничтожения, утилизации) либо до принятия иного решения (о реализации или безвозмездной передаче) это имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).
Подобное решение не в полной мере согласуется с положениями п.п. 51, 52 Инструкции N 157н. Однако его применение позволяет отразить реальное имущественное положение учреждения, поскольку из балансовых данных исключается стоимость объектов, которые уже не используются и не отвечают критериям отнесения к основным средствам, но все еще проходят необходимые для списания процедуры.
Суммы, поступающие бюджетным (автономным) учреждениям за реализованный металлолом, к доходам бюджета не относятся - средства поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (см. п. 3 ст. 41 БК РФ, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464).
Доходы казенного учреждения от реализации металлолома подлежат зачислению в соответствующий бюджет (см., в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется специализированными организациями. Для осуществления подобной деятельности необходима лицензия (п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон N 99-ФЗ). В то же время реализация учреждениями лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности, лицензированию не подлежит (п.п. 1, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287).
Почему сразу же после вывода из эксплуатации объекта желательно привлекать специализированные организации?
Дело в том, что такое решение наиболее оправданно с точки зрения эффективного использования денежных и иных материальных ресурсов.
Во-первых, достаточно часто учреждение не располагает ни специальным оборудованием для разделки (резки) и зачистки лома и отходов цветных и (или) черных металлов, ни весовым оборудованием. Поэтому разборку объекта имущества, сортировку полученных деталей и отходов целесообразно поручить специализированной организации.
Специализированная организация, осуществляющая прием металлолома, может извлечь из объекта годные для переработки или использования материалы (в том числе металлолом), а также приобрести эти материалы, утилизировать оставшиеся отходы. Иногда согласно условиям договора отдельные материалы, полученные в ходе разборки списанного объекта, возвращаются обратно в учреждение.
Во-вторых, в списываемом объекте могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду соответствующие отходы могут быть отнесены к одному из классов опасных отходов (ст.ст. 1, 4.1 Закона N 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Не всегда учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Передавая выведенное из эксплуатации имущество в специализированную организацию для разборки и (или) утилизации, учреждение исключает возможность претензий со стороны контролирующих органов по поводу нарушения требований законодательства по обращению с отходами.
В-третьих, должностные лица учреждения, которому на праве оперативного управления принадлежат списываемые объекты, содержащие драгоценные металлы, обязаны организовать мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). В дальнейшем лом и отходы драгоценных металлов направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов..
Реализация металлолома достаточно часто увязывается с выполнением специализированной организацией сопутствующих работ - разборкой списанного имущества, утилизацией отходов. Действующее законодательство (в том числе Федеральные законы от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ) не устанавливает запрета на прекращение обязательств бюджетного (автономного) учреждения зачетом. В то же время, учитывая отсутствие в настоящее время разъяснений ФАС России по данному вопросу, в бюджетном (автономном) учреждении может быть принято решение о последовательном осуществлении операций по оплате работ по утилизации и (или) разборке, а также по получению денежных средств за реализованный металлолом. Получатели бюджетных средств могут исполнять свои обязательства исключительно за счет бюджетных средств (ст. 219 БК РФ), и, соответственно, прекращение их обязательств зачетом недопустимо.
В ряде случаев по различным причинам учреждения заключают договоры (контракты) только на утилизацию списанных объектов имущества. Однако эти объекты могут содержать пригодные к использованию материалы (в том числе металлы). При заключении подобных договоров (контрактов) желательно подготовить документы, на основании которых можно было бы показать, что стоимость работ по утилизации была установлена ниже рыночной с учетом стоимости остающихся в распоряжении специализированной организации деталей (узлов), содержащих пригодные к использованию материалы (в том числе металлы).
Темы
Выбытие (отпуск) материальных запасов (для госсектора)
Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора)
Списание государственного и муниципального имущества
См. также
Учет операций по реализации металлолома (для госсектора)
Учет доходов бюджета в казенном учреждении
Налогообложение при реализации имущества в организациях госсектора
Налогообложение операций по реализации металлолома в организациях госсектора
Освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов
Формы документов
Пример заполнения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.