Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
I. Направление требования об уплате неустойки
ГК РФ не предусмотрено обязательное соблюдение претензионного порядка в отношении требования об уплате неустойки. По общему правилу претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора обязателен в предусмотренных законом или договором случаях (см. ч. 5 ст. 4, постановления ФАС Московского округа от 06.06.2011 N Ф05-4425/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2011 N Ф04-5541/11, ФАС Центрального округа от 27.02.2012 N Ф10-5335/11). Если кредитором соблюден претензионный порядок в отношении основного обязательства, считается соблюденным и претензионный порядок в отношении неустойки (см. п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик должен направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафа, пени). Такое требование учреждению желательно направлять в адрес контрагента и в иных случаях, поскольку соблюдение претензионного порядка в случаях, установленных законом или договором, является условием реализации права на предъявление иска (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 131, абзац седьмой ст. 132, п. 1 ч. 1 ст. 135, абзац второй ст. 222 ГПК РФ).
II. Принятие решения о зачете или удержании
Действующее законодательство не исключает возможности осуществления неденежных расчетов при начислении пеней и штрафов.
Во-первых, может быть произведен зачет встречных однородных требований.
Встречные требования об уплате неустойки и о взыскании задолженности являются, по существу, денежными, то есть однородными, и при наступлении срока исполнения могут быть прекращены зачетом по правилам статьи 410 ГК РФ (см. в частности, постановления Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2241/12, от 19.06.2012 N 1394/12, письмо Минфина России от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
Обязательство прекращается зачетом только такого требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил, допускается в случаях, предусмотренных законом (ст. 410 ГК РФ). Содержание ст. 410 ГК РФ позволяет сделать вывод, что необходимым условием зачета является наступление срока исполнения того требования, которое принадлежит лицу, заявляющему о зачете, тогда как срок зачитываемого требования может и не наступить. В то же время достаточно часто суды указывают на необходимость наступления срока исполнения обоих обязательств для их прекращения зачетом (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2013 N Ф01-11896/13, ФАС Московского округа от 07.02.2012 N Ф05-14454/11).
Во-вторых, договор (контракт) может предусматривать удержание суммы неустойки, начисленной в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, из цены, подлежащей уплате должнику, нарушившему обязательство. Такой способ прекращения взаимных обязательств сторон отличен от зачета (ст. 410 ГК РФ), но не противоречит действующему законодательству (п. 1 ст. 407, п. 4 ст. 421 ГК РФ; см. также постановления Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 1394/12, от 10.07.2012 N 2241/12, Третьего ААС от 01.08.2014 N 03АП-2849/14, Восемнадцатого ААС от 08.07.2014 N 18АП-6125/14).
Получатели бюджетных средств при заключении в рамках своих полномочий договоров (контрактов) не вправе, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное, предусматривать исполнение денежных обязательств, возникающих у сторон договоров (контрактов), иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств (см., в частности, ст.ст. 215.1, 218, 219, 220.1 БК РФ). При этом специалисты финансового ведомства указывают, что оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена получателем бюджетных средств путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустоек (пеней, штрафов) (см., например, письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959).
В-третьих, если договором (контрактом) предусмотрена возможность удержания суммы неустойки из денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, то в случае признания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) размера штрафных санкций, они могут быть удержаны из этой суммы (постановление Пятнадцатого ААС от 17.09.2014 N 15АП-10269/14).
III. Направление уведомления о зачете или удержании
Реализация условия договора (контракта) об удержании суммы неустойки из цены, подлежащей уплате должнику, или из средств, внесенных на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, как и в случае зачета встречных однородных требований (ст. 410 ГК РФ), предполагает наличие волеизъявления.
Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ).
Как уже было указано выше, учреждение-заказчик может, а в ряде случаев обязано (см., например, ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств направить требование об уплате неустоек. Однако это требование никак не ограничивает заказчика в реализации его права на прекращение обязательства зачетом или на удержание из цены товара, подлежащей уплате поставщику, суммы неустойки, начисленной за нарушение условий договора (контракта), в случае, если такое право заказчика предусмотрено контрактом.
Соответственно, одновременно с требованием об уплате неустойки заказчик может направить поставщику заявление о зачете или уведомление об удержании суммы этой неустойки из цены контракта или средств, внесенных на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Указанные требование и заявление (уведомление) могут быть выражены и в одном документе, например в соответствующем письме.
IV. Оформление двустороннего документа
Для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65).
Удержание суммы неустойки из цены, подлежащей уплате должнику, также возможно только в том случае, если должник осведомлен о реализации кредитором своего права на удержание неустойки (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Для удержания суммы неустойки из средств, внесенных на счет заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, требуется признание поставщиком (подрядчиком, исполнителем) размера штрафных санкций.
Кроме того, из содержания п. 3 ст. 250, пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 4 п. 4 ст. 271, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ следует, что для признания в целях налогообложения прибыли доходов (расходов) в виде суммы неустойки желательно "зафиксировать" дату признания неустойки должником.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, для отражения начисления неустойки в бухгалтерском и налоговом учете желательно оформлять двусторонний акт (иной аналогичный документ), в котором обе стороны укажут необходимые сведения (см., в частности, письма Минфина России от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, от 04.09.2012 N 02-06-10/3525, УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119):
- об исполнении обязательства (о принятых результатах исполнения договора (контракта)) и, соответственно, о факте неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств;
- о сумме начисленных неустоек и дате их признания должником.
Требование об оформлении подобного документа может быть предусмотрено непосредственно в договоре (контракте). Он может применяться в качестве первичного документа при условии наличия обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Тема
См. также
Штрафные санкции по контракту по Закону N 44-ФЗ
Учет расчетов по неустойкам (для госсектора)
Формы документов
Заявление о зачете встречных требований
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.