Учет расчетов по неустойкам (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
I. Учреждение производит выплату неустоек
Согласно Указаниям N 65н расходы государственных (муниципальных) учреждений по уплате пеней и штрафов отражаются в учете по коду КОСГУ 290 "Прочие расходы". Подобные расходы целесообразно списывать в дебет счета 0 401 20 290 "Прочие расходы", - их отнесение в дебет счета 0 109 60 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг" приведет к определенному искажению показателя себестоимости.
Оплату пеней и штрафов бюджетным (автономным) учреждениям желательно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности. В то же время следует понимать, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на оплату экономических санкций за счет средств бюджетных субсидий, однако в ходе контрольных мероприятий подобные расходы безусловно будут квалифицированы, как минимум, в качестве неэффективных.
Учитывая положения п.п. 102, 121 Инструкции N 162н, п.п. 129, 153 Инструкции N 174н и п.п. 152, 157, 181 Инструкции N 183н, начисление неустойки отражается в учетных регистрах бухгалтерской записью:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении*(1) | Документы | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КРБ 1 401 20 290 | КРБ 1 302 91 730 | 0 401 20 290 | 0 302 91 730 (0 302 91 000) | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) Договор (контракт), расчет Двусторонний акт |
Перечисление суммы неустоек отражается в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке.
Учреждение, являющееся поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе включить сумму неустойки (в т.ч. удержанную заказчиком по условиям договора из подлежащей уплате учреждению суммы) в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом должны соблюдаться требования пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ - неустойка должна выплачиваться по договорам, заключенным в рамках приносящей доход деятельности, и за счет средств от приносящей доход деятельности.
Датой признания указанных расходов является дата признания неустойки должником или дата вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
II. Учреждение получает неустойки
В соответствии с положениями Указаний N 65н доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия".
Получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм неустоек в качестве доходов бюджета (см., в частности, ст. 41, п. п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 письма Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443). Операторы электронных площадок удержанное обеспечение заявок перечисляют в доход соответствующего бюджета с указанием в платежных документах информации, предоставленной администратором доходов бюджета (части 13, 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-08-12/30332).
Бюджетные (автономные) учреждения согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (см. письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Таким образом, пени и штрафы, поступающие в бюджетные (автономные) учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и расходуются в общеустановленном порядке (см., в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003).
В соответствии с положениями п. 86 Инструкции N 162н, п. 109 Инструкции N 174н, п. 112 Инструкции N 183н начисление доходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней отражается в учете бухгалтерской проводкой:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Документы | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КДБ 1 209 40 560 | КДБ 1 401 10 140 | 2 209 40 560 (2 209 40 000) | 2 401 10 140 | Бухгалтерская справка (ф. 0504833) Договор (контракт), расчет Требование об уплате неустойки Двусторонний акт |
Доходы от сумм неустоек, предъявляемых контрагентам в досудебном порядке, согласно учетной политике организации госсектора могут признаваться как датой предъявления претензии, так и датой ее признания контрагентом в результате урегулирования спора в досудебном порядке (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31334). Если же речь идет о судебном разбирательстве, то начисление доходов в соответствии с учетной политикой может отражаться в бухучете датой вступления в законную силу решения суда.
При поступлении суммы пеней и штрафов на лицевой счет в учетных регистрах делается запись (п. 86 Инструкции N 162н, п. 110 Инструкции N 174н, п. 113 Инструкции N 183н, п. 365 Инструкции N 157н):
В казенном учреждении*(2) | В бюджетном (автономном) учреждении | Документы | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КДБ 1 210 02 140 | КДБ 1 209 40 660 | 2 201 11 510 (2 201 11 000) | 2 209 40 660 (2 209 40 000) | Выписка из лицевого счета |
Увеличение (140 КОСГУ) |
При определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма неустойки, признанная должником или подлежащая уплате должником на основании решения суда, учитывается учреждением в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Согласно пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения таких доходов является дата признания должником соответствующей задолженности либо дата вступления в законную силу решения суда.
III. Удержание неустойки (зачет)
Бюджетные (автономные) учреждения при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) могут применять следующие бухгалтерские записи (п.п. 110, 147 Инструкции N 174н, пп. 113, 175 Инструкции N 183н, см.также письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554)*(3):
N п/п | Дебет | Кредит | Примечание |
1 | 2 302 ХХ 830 (2 302 ХХ 000) | 2 209 40 660 (2 209 40 000) | Если встречные требования возникли в рамках приносящей доход деятельности |
2 | 2 304 06 830 (2 304 06 000) | 2 209 40 660 (2 209 40 000) | Если встречные требования возникли в рамках разных видов финобеспечения |
4 (5, 6, 7) 302 ХХ 830 (4 (5, 6, 7) 302 ХХ 000) | 4 (5, 6, 7) 304 06 730 (4 (5, 6, 7) 304 06 000) |
Аналогичные корреспонденции должны применяться и в том случае, когда бюджетное (автономное) учреждение является поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а неустойку удерживает контрагент из сумм, которые должны быть перечислены учреждению.
К собственным доходам бюджетного (автономного) учреждения относятся неустойки, выставленные по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели. Соответственно, подобные доходы могут быть израсходованы, в том числе и в целях ведения приносящей доход деятельности. В то же время специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать эти средства на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (см. письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (см. письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Изложенный выше порядок расходования и учета сумм неустойки, выставленной по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, может применяться и в том случае, когда речь идет о расходовании средств субсидий на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
При удержании неустойки из средств, перечисленных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, счет по учету средств во временном распоряжении 3 304 01 может "закрываться" с использованием счета 3 304 06 000 (п. 136 Инструкции N 174н, п. 164 Инструкции N 183н, см. Пример 4 Приложения N 1 к письму Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257). Порядок отражения в учете операций по удержанию средств обеспечения при невозврате контрагентами авансов приведен в Разделе 2 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805.
Получатели бюджетных средств при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) дополнительных бюджетных и денежных обязательств не принимают - часть задолженности перед поставщиком, числящаяся на счете 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", погашается путем перечисления зачтенных (удержанных) сумм неустоек в доход бюджета (см. письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Перечисление средств в доход бюджета отражается по тому же коду бюджетной классификации, по которому производится оплата контракта. При этом могут применяться корреспонденции:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
КДБ 1 209 40 560 | КДБ 1 401 10 140 | Контрагенту предъявлено требование об уплате неустойки |
КРБ 1 302 ХХ 830 | КРБ 1 304 05 200 | Сумма удержанной неустойки перечислена в доход бюджета |
КРБ 1 302 ХХ 830 | КРБ 1 304 05 200 | Произведена оплата контрагенту (за минусом суммы удержанной неустойки) |
КДБ 1 210 02 140 | КДБ 1 209 40 660 | Сумма удержанной неустойки поступила в бюджет (на основании данных выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета) |
Перечисление в доход бюджета неустойки, удержанной получателем бюджетных средств из средств, перечисленных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, отражается по дебету счета 3 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 3 201 00 000 "Денежные средства учреждения". Порядок отражения в бюджетном учете операций по удержанию средств обеспечения при невозврате контрагентами авансов приведен в Разделе 1 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805.
Неустойки, которые должны быть уплачены получателями бюджетных средств, желательно перечислять контрагентам в рамках исполнения бюджетной сметы. Дело в том, что по общему правилу исполнение денежных обязательств получателями бюджетных средств не должно осуществляться иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств (см., в частности, ст. ст. 215.1, 218, 219, 220.1 БК РФ).
______________________________
*(1) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Здесь и далее корреспонденции приводятся для казенного учреждения, которое наделено полномочиями по администрированию данных доходов бюджета в полном объеме.
*(3) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Темы
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
См. также
Пример. Удержание неустойки автономным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения "5"
Пример. Удержание неустойки бюджетным (автономным) учреждением из средств полученного обеспечения
Пример. Удержание неустойки казенным учреждением из средств полученного обеспечения
Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях
Налог на прибыль в организациях госсектора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.