Бюджетные кредиты
Решение может применяться в органах государственной власти и местного самоуправления
Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах:
- другому бюджету бюджетной системы РФ;
- юридическому лицу;
- иностранному государству;
- иностранному юридическому лицу.
Ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов устанавливаются при утверждении бюджета (п. 2 ст. 93.2 БК РФ). Кроме того, при утверждении бюджета определяются условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, цели их предоставления, а также соответствующие бюджетные ассигнования.
Основанием для предоставления бюджетного кредита является договор, заключаемый в соответствии с гражданским законодательством, то есть в соответствии с требованиями главы 42 "Заем и кредит" ГК РФ (п. 1 ст. 93.2 БК РФ). В то же время при заключении подобных договоров должны учитываться особенности их заключения, предусматриваемые бюджетным законодательством.
Из определения понятия "бюджетный кредит", приведенного в ст. 6 БК РФ, следует, что такой кредит не может предоставляться государственным (муниципальным) учреждениям.
Бюджетные кредиты иным юридическим лицам (в т.ч. иностранным) могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, в случаях, установленных главой 15 БК РФ (п. 1 ст. 93.2 БК РФ). Особенности предоставления таких бюджетных кредитов установлены ст. 93.5 БК РФ.
Кроме того, бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства РФ (абзац четвертый п. 1 ст. 93.2 БК РФ).
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности (п. 2 ст. 93.2 БК РФ). В порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором, заемщик обязан:
- вернуть бюджетный кредит;
- уплатить проценты за пользование кредитом.
Бюджетным законодательством также предусмотрены следующие условия предоставления бюджетных кредитов.
1. У субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица должна отсутствовать просроченная задолженность по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для юридических лиц - также должна отсутствовать задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему, за исключением случаев реструктуризации задолженности (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).
2. Предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93.2 БК РФ. Обеспечение не предоставляется:
- Российской Федерацией;
- субъектом РФ;
- муниципальным образованием (только в установленных бюджетным законодательством случаях).
Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования являются:
- банковские гарантии, поручительства;
- государственные или муниципальные гарантии;
- залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных договором, принимаются меры по принудительному взысканию с них просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога (п. 7 ст. 93.2 БК РФ).
3. Если бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу, обязательно проведение предварительной проверки финансового состояния этого юридического лица, его гаранта или поручителя (п. 5 ст. 93.2 БК РФ). Кроме того, обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются:
- согласие на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетного кредита уполномоченными органами (см. п. 4 ст. 93.2 БК РФ) и органами государственного (муниципального) финансового контроля;
- положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством РФ.
Порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам определен в ст. 93.3 БК РФ.
В частности, согласно данной норме бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств), местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут предоставляться на срок до трех лет.
Субъектам РФ и муниципальным образованиям также могут предоставляться бюджетные кредиты:
- за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 93.5 БК РФ);
- на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 93.6 БК РФ).
В соответствии со ст. 110.1 БК РФ в Программе заимствований, которая является приложением к закону (решению) о бюджете, отражается перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ (муниципального образования), с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Данное требование в полной мере распространяется на бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также на полученные в конце текущего финансового года бюджетные кредиты (см. письма Минфина России от 23.05.2014 N 02-08-11/24896, от 13.06.2013 N 02-04-11/21922). Специалисты финансового ведомства указывают, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе в установленном ими порядке привлекать на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов, также кредиты от кредитных организаций (письмо Минфина России от 13.11.2013 N 02-03-011/48396).
В действующем законодательстве выделяются следующие правонарушения, связанные с предоставлением бюджетных кредитов:
Правонарушение | Меры административной ответственности | Бюджетные меры принуждения |
Невозврат бюджетного кредита | ч.ч. 1, 2 ст. 15.15 КоАП РФ | ст. 306.5 БК РФ |
Несвоевременный возврат бюджетного кредита | ч.ч. 3, 4 ст. 15.15 КоАП РФ | |
Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом | ч.ч. 1, 2 ст. 15.15.1 КоАП РФ | ст. 306.6 БК РФ |
Несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом | ч.ч. 3, 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ | |
Нарушение условий предоставления бюджетного кредита (за исключением случаев нецелевого использования средств бюджетного кредита) | ст. 15.15.2 КоАП РФ | ст. 306.7 БК РФ |
Нецелевое использование бюджетного кредита | ст. 15.14 КоАП РФ | ст. 306.4 БК РФ |
Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов | ст. 15.15.8 КоАП РФ | - |
В качестве бюджетных мер принуждения в связи с правонарушениями, связанными с предоставлением бюджетных кредитов, применяются:
1) бесспорное взыскание непогашенного остатка кредита, суммы платы за пользование средствами кредита, пеней за несвоевременный возврат средств бюджета (см., в частности, Порядки, утвержденные приказами Минфина России от 26.12.2007 N 152н, от 26.07.2013 N 73н; Общие требования, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2007 N 104н);
2) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Тема
Получение и выдача кредитов (займов) госучреждениями
См. также
Государственный и муниципальный долг
Государственные (муниципальные) гарантии
Расчеты по кредитам, займам (ссудам). Счет 207 00 (для госсектора)
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00 (для госсектора)
Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.