Принципы назначения кодов бюджетной классификации
Определение принципов назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 БК РФ). В настоящее время коды бюджетной классификации назначаются согласно Указаниям N 65н и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности) и открытости.
Принцип единства
1. Единая структура кодов бюджетной классификации должна применяться во всех публично-правовых образованиях.
2. Порядок формирования кодов бюджетной классификации одинаков для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Например, структура кода целевой статьи расходов устанавливается финансовым органом соответствующего публично-правового образования. В то же время целевые статьи любых бюджетов бюджетной системы РФ формируются по единым правилам: им присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я.
3. Коды бюджетной классификации, а также их составные части, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для всех бюджетов, применяются на основе одинаковых правил, установленных Указаниями N 65н. Например, руководствуясь едиными правилами, организации госсектора применяют коды видов расходов, коды КОСГУ.
4. При формировании кода бюджетной классификации используется единая разрядность. Из двадцати знаков состоят коды классификации доходов бюджетов, коды классификации расходов бюджетов и коды классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
5 Обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов и показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, с учетом общих требований к формированию КБК. При дополнительной детализации составных частей КБК обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.
Принцип стабильности (преемственности)
1. В отчетном, текущем и очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) коды бюджетной классификации назначаются на условиях стабильности (неизменности) и (или) преемственности. В различных отчетных формах могут приводиться показатели за несколько лет - такое построение отчетности согласуется с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС)*(1). Для корректного осуществления любых аналитических процедур необходим последовательный динамический анализ отчетности с целью поиска причин улучшения или ухудшения конкретных показателей. При этом отчетность должна быть составлена по одним и тем же правилам. Стабильность (преемственность) кодов бюджетной классификации обеспечивает сопоставимость отчетных показателей за различные периоды.
2. Финансовый орган, принявший решение об изменении кода бюджетной классификации (его составной части), обеспечивает сопоставимость изменяемых и (или) вновь вводимых кодов бюджетной классификации. С этой целью на официальном сайте этого финансового органа в сети "Интернет" размещаются соответствующие сопоставительные таблицы. При осуществлении платежей в бюджетную систему с целью их своевременного зачисления в бюджеты плательщики должны руководствоваться информацией, доведенной до них администраторами доходов бюджетов (письмо Минфина России от 23.11.2016 N 02-05-10/69207).
3. При реорганизации (ликвидации) участника бюджетного процесса присвоенный ему код главы (код главного распорядителя бюджетных средств, код главного администратора доходов бюджетов) может быть использован не ранее, чем через пять лет с года, следующего за годом реорганизации (ликвидации).
Принцип открытости
1. Перечень кодов бюджетной классификации, правила их установления и применения открыты для всеобщего ознакомления. Правовые акты, регулирующие вопросы применения бюджетной классификации, а также таблицы соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации размещаются в сети "Интернет" на официальных сайтах уполномоченных органов, принявших правовые акты (разработавших таблицы).
2. Не допускается присвоение грифов ограничения доступа (степеней секретности) правовым актам (их составным частям), регулирующим вопросы применения бюджетной классификации, а также отдельным показателям бюджетной классификации (кодам и (или) их наименованиям). Введение кодов бюджетной классификации расходов для отражения расходных обязательств, информации по которым присвоен гриф секретности, осуществляется Минфином России (финансовым органом субъекта РФ) с учетом специальных требований, предусмотренных Указаниями N 65н.
______________________
*(1) МСФО ОС не применяются в организациях госсектора. Вместе с тем принципы и приемы МСФО ОС используются при разработке Федеральных стандартов учета и отчетности для госсектора, осуществляемой специалистами Минфина России на плановой основе (приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н). Поэтому положения МСФО ОС могут применяться в части, не противоречащей нормативным правовым актам, устанавливающим правила и порядок ведения бухгалтерского учета в госучреждениях. Например, отдельные положения МСФО ОС могут быть приняты во внимание и учтены при разработке в учетной политике вопросов, не урегулированных в Инструкции N 157н, а также Инструкциях по применению Планов счетов бухгалтерского учета казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.