Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций госсектора
В связи с необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов, качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ), а также повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений был принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), положивший начало реализации реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг.
Ранее понятие "бюджетное учреждение" объединяло существенно различающиеся по характеру и условиям деятельности организации, для обеспечения качества и эффективности работы которых были необходимы различные уровни хозяйственной самостоятельности. Кроме того, сметное финансирование организаций государственного сектора не способствовало их мотивации к оптимизации своей деятельности, поскольку объемы такого финансирования определялись от сложившихся расходов и не связывались с показателями деятельности учреждения. Наблюдалась тенденция к увеличению количества учреждений и штатной численности их сотрудников без увязки с объемами и качеством оказываемых ими услуг. Приносящая доход деятельность нередко осуществлялась организацией в ущерб основной деятельности.
При подготовке закона были пересмотрены подходы к государственному управлению, изменены условия и принципы деятельности учреждений, решены задачи создания условий и механизмов, обеспечивающих взаимосвязь объемов услуг, оказываемых учреждением в рамках задания, и объемов финансового обеспечения его выполнения, через введение государственного (муниципального) задания. Государственные учреждения разделены на типы (казенные, бюджетные и автономные), что позволило дифференцировать их экономическую самостоятельность и изменить подходы к финансовому обеспечению их деятельности.
Так, финансовое обеспечение казенных учреждений в настоящее время осуществляется в рамках бюджетной сметы, а его хозяйственная самостоятельность весьма ограничена, что выражается в отсутствии у него права распоряжения средствами, полученными из внебюджетных источников. Для такого типа учреждений предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя по его обязательствам*(1).
Бюджетным и автономным учреждениям, напротив, предоставлена большая экономическая самостоятельность - предоставлено право распоряжаться доходами, поступающими учреждению от приносящей доход деятельности, расширены права по распоряжению частью находящегося у них на праве оперативного управления государственного (муниципального) имущества. Одновременно увеличена их экономическая ответственность - субсидиарная ответственность учредителя по их обязательствам не предусмотрена*(2). Их деятельность финансируется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), что позволило перейти от финансирования их содержания к финансовому обеспечению оказываемых ими услуг (работ).
Предполагается, что обеспечить качество и доступность услуг, этих учреждений должны такие мотивирующие факторы, как:
- формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - задание) с указанием показателей объема и качества его выполнения;
- утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- обеспечение контроля за выполнением задания;
- установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений;
- предоставление права заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов от этой деятельности в распоряжение учреждений;
- повышение ответственности руководителя и работников за результаты работы;
- определение перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета;
- четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя.
Учитывая большое количество новаций, применение Закона N 83-ФЗ и нормативных правовых актов, принятых во исполнение этого закона, до настоящего времени порождает немало вопросов. С целью разъяснить их в настоящей энциклопедии рассматриваются правовые и финансовые аспекты деятельности организаций государственного сектора, большая часть которых посвящена государственным (муниципальным) учреждениям. Вместе с тем многие статьи энциклопедии могут применяться органами власти, органами местного самоуправления, иными организациями госсектора.
_____________________________
*(1) Изменение правового положения учреждения (изменение типа) после возникновения у кредитора права требования, а у первоначального должника (учреждения) - обязанности исполнения гражданско-правового обязательства не имеет правового значения для определения оснований ответственности собственника его имущества и не устраняет субсидиарную ответственность собственника (публично-правового образования) (см., в частности, решение АС Удмуртской республики от 03.12.2014 по делу N А71-7419/2014, решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2013 по делу N А56-40739/2013, решение АС Еврейской автономной области от 06.05.2013 по делу N А16-48/2013).
*(2) Исключение составляют обязательства бюджетных учреждений, возникшие до 1 января 2011 года (ч. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Кроме того, собственники имущества бюджетных и автономных учреждений в установленном порядке несут субсидиарную ответственность по обязательствам этих учреждений, связанным с причинением вреда гражданам (это правило распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года) (п.п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 15 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Конструктор правовых документов
Тема
Госсектор: учет, отчетность, финконтроль
См. также
Организации государственного сектора
Правовое положение госучреждений
Государственное и муниципальное имущество
Обеспечение наличными деньгами с использованием банковских карт (для госсектора)
Валютные операции (для госсектора)
Договоры и иные сделки в организациях госсектора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.