Отражение в учете недостач нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
При выявлении по результатам инвентаризации недостач нефинансовых активов прежде всего следует списать с учета их балансовую стоимость.
По общему правилу выбытие любых недостающих нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов нефинансовых активов*(1). Данное правило обоснованно может применяться при списании остаточной стоимости амортизируемого имущества, при отражении выбытия недостающих материальных запасов (в том числе готовой продукции, товаров) сверх норм естественной убыли, при отнесении на финансовый результат суммы торговой наценки по выявленным недостачам товаров. Операция по выбытию недостающих нефинансовых активов отражается по тому виду деятельности (финансового обеспечения), в рамках которого учитывалось недостающее имущество.
Для ряда операций предусмотрен специальный порядок отражения недостач:
Причина возникновения недостачи | Счет, в дебет которого списывается стоимость имущества | Основание |
Списание вследствие стихийных бедствий, иных бедствий, природных явлений, катастроф (за исключением террористических актов) | 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" | п.п. 10, 13, 26 Инструкции N 162н, |
Списание с учета материальных запасов (в т.ч. готовой продукции и товаров) в объеме норм естественной убыли (в том числе пришедших в негодность) по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) | 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" или 0 109 00 272 | п.п. 26, 27 Инструкции N 162н, |
Списание суммы торговой наценки (счет 0 105 39 000) по товарам, списанным вследствие естественной убыли | 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" | п. 29 Инструкции N 162н, п. 47 Инструкции N 174н, п. 47 Инструкции N 183н |
При отражении выбытия имущества, по которому начисляется амортизация, на финансовый результат относится только остаточная стоимость списываемого объекта. Например, при отражении выбытия основных средств должны применяться следующие корреспонденции*(2):
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении*(3) | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КРБ 1 104 ХХ 410 | КРБ 1 101 ХХ 410 | 0 104 ХХ 410 | 0 101 ХХ 410 | Списана сумма начисленной амортизации |
КРБ 1 401 10 172 | КРБ 1 101 ХХ 410 | 0 401 10 172 | 0 101 ХХ 410 | Списана остаточная стоимость |
Если амортизация по списываемому объекту начислена полностью, то в учете отражается только списание суммы начисленной амортизации.
Недостающее имущество, учтенное за балансом, списывается с соответствующих забалансовых счетов в общеустановленном порядке.
В ходе инвентаризации может быть выявлено отсутствие частей (принадлежностей) нефинансовых активов. При таких обстоятельствах возможны два варианта организации учета.
Вариант 1
Недостача отражается в учетных регистрах как частичная ликвидация объекта. При этом стоимость недостающих частей (принадлежностей), определенная профильной комиссией организации, списывается в дебет счета 0 401 10 172 (по амортизируемому имуществу необходимо также списать в общеустановленном порядке сумму начисленной амортизации, приходящуюся на недостающие части или принадлежности). В дальнейшем объект имущества может быть дооборудован, а его балансовая стоимость может быть увеличена на стоимость включенных в его состав частей (принадлежностей).
Вариант 2
Имущество списывается в общеустановленном порядке как непригодное для дальнейшего использования в связи с утратой отдельных частей (принадлежностей). Годные для дальнейшего использования части списанного имущества учитываются в составе материальных запасов по оценочной стоимости. Впоследствии эти материальные запасы могут быть использованы:
- для сборки новых объектов имущества (их стоимость будет учтена при формировании стоимости новых объектов);
- для ремонта объектов имущества.
Одновременно со списанием с учета имущества, выбывающего в результате недостачи или хищения, сумма ущерба, определенная исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, должна быть учтена на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов.
Дебиторская задолженность должна быть отражена на счете 209 00 и в том случае, если речь идет о недостаче (хищении):
- имущества, учтенного на забалансовых счетах;
- частей (принадлежностей) каких-либо объектов имущества.
______________________________
*(1) См., в частности, п.п. 10, 13, 26 Инструкции N 162н, п.п. 12, 37 Инструкции N 174н, п.п. 12, 37 Инструкции N 183н.
*(2) Здесь и далее, если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(3) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Тема
Отражение результатов инвентаризации в учете (для госсектора)
См. также
Отражение в учете госучреждения недостач материальных запасов, выявленных при инвентаризации
Отражение в учете порчи нефинансовых активов, выявленной при инвентаризации (для госсектора)
Отражение в учете неучтенных нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора)
Учет расчетов по ущербу, нанесенному имуществу (для госсектора)
Определение размера причиненного работодателю ущерба
Порядок привлечения работника к материальной ответственности
Списание государственного и муниципального имущества
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.