Моральный и физический износ имущества госучреждения
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Одним из оснований списания нефинансовых активов является их моральный или физический износ, из-за которого имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению (п.п. 2, 3 Положения об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, п. 51 Инструкции N 157н).
Нефинансовые активы (основные средства, производственный и хозяйственный инвентарь), непригодные к дальнейшему использованию из-за морального или физического износа, могут быть выявлены в том числе при проведении инвентаризации.
Недостатки объекта при физическом износе легко могут быть обнаружены и обоснованы специалистами, а определить моральный износ достаточно сложно, поскольку устаревшее морально имущество по-прежнему можно эксплуатировать.
Моральный износ может быть двух видов. Моральный износ первого вида выражается в уменьшении стоимости объекта из-за удешевления воспроизводства его аналогов. К примеру, ноутбук, который два года назад стоил 25 000 руб., сегодня можно приобрести за 15 000 руб. Очевидно, что такие обстоятельства не могут служить основанием для списания объекта.
Суть морального износа второго вида заключается в появлении более производительной техники. Показатель такого износа можно рассчитать по формуле:
МИ2 = (Пн - Пс) / Пн, где
МИ2 - величина морального износа второго вида;
Пн - производительность современного основного средства;
Пс - производительность устаревшего основного средства, числящегося в учреждении.
Если определить производительность объекта основных средств не представляется возможным, то следует вычислить экономический эффект от применения старой и современной техники. В этом случае можно оперировать установленными нормативами по оказанию определенного количества услуг (выполнения работ) за единицу времени.
В качестве основных аргументов, что объект не может быть использован в учреждении вследствие морального износа, можно указать следующие:
- невозможность оказывать услуги (выполнять работы) в соответствии с принятыми стандартами (соответствующего качества и объема);
- существенное превышение расходов по эксплуатации (содержанию) техники над соответствующими показателями по современным аналогичным объектам и т.п.
Основанием для принятия решения о списании изношенного имущества служит заключение о техническом состоянии объектов, а также о нецелесообразности их дальнейшего использования, невозможности или неэффективности их восстановления.
Техническое состояние объекта (целесообразность его эксплуатации) определяется профильной комиссией учреждения на основании заключений следующих специалистов (специализированных организаций):
- компетентных должностных лиц учреждения. При этом экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за рассматриваемые материальные ценности;
- специалистов необходимой квалификации, привлеченных, например, из других учреждений, подведомственных учредителю;
- специализированных организаций (экспертов).
Заключение о списании прикладывается к актам на списание основных средств в качестве обоснования целесообразности данной операции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности