Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Инвентаризация активов и обязательств (для бюджетной сферы)

Инвентаризация активов и обязательств (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Активы и обязательства подлежат инвентаризации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).

Данные, отражаемые в годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности госучреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств (п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н; п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) организации госсектора в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544). При этом оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (см. письма Минфина России от 13.01.2015 N 02-06-10/70, от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).

Внимание

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с требованиями Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, а также Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

При разработке порядка проведения инвентаризации госучреждение вполне обоснованно может использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н (см. также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).


Проведение инвентаризации обязательно (п. 20 Инструкции N 157н):

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

- при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Иные случаи, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, могут быть предусмотрены локальным нормативном актом организации госсектора. Действующему законодательству не будет противоречить решение должностных лиц госучреждения, в соответствии с которым случаи обязательного проведения инвентаризации будут перечислены в локальном акте (приказе, распоряжении).

Перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также перечень нормативных актов, регулирующих особенности проведения инвентаризации отдельных видов активов и обязательств, представлен в таблице:

Объекты инвентаризации

Нормативное регулирование порядка проведении инвентаризации

Основные средства

п.п. 3.1 - 3.7 Методических указаний N 49;

п. 7.2 Приказа Минкультуры России от 08.10.2012 N 1077;

п.п. 27 - 40 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н)

Нематериальные активы

п. 3.8 Методических указаний N 49;

Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденные распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22.05.2002 N 1272-р/Р-8/149

Финансовые вложения

п. 3.9 Методических указаний N 49

Материальные запасы

п.п. 3.15 - 3.26 Методических указаний N 49;

п.п. 27 - 40 Инструкции N 231н;

ст. 38 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

п.п. 3.27 - 3.35 Методических указаний N 49

Животные и молодняк животных

п.п. 3.36 - 3.38 Методических указаний N 49

Денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности

п.п. 3.39 - 3.43 Методических указаний N 49;

п. 17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359;

письмо Минкультуры РФ от 15.07.2009 N 29-01-39/04

Расчеты

п.п. 3.44 - 3.48 Методических указаний N 49;

пп. 5.1 п. 1 ст. 21, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ

Резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы

п.п. 3.49 - 3.55 Методических указаний N 49

Кроме того, инвентаризации подлежат объекты незавершенного строительства, капитальные вложения (представление Счетной палаты РФ от 14.07.2016 N ПР 13-198/13-02).

В ходе инвентаризации в организации госсектора последовательно решаются следующие задачи:

1) выявляется фактическое наличие соответствующих объектов;

2) данные о фактическом наличии объектов сопоставляются с данными регистров бухгалтерского учета;

3) документально подтверждаются наличие обязательств и активов;

4) оценивается и определяется состояние имущества и обязательств учреждения.

Внимание

В настоящее время специальные требования для организаций государственного сектора предусмотрены в части оформления результатов инвентаризации - в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н госучреждениями должны применяться специальные Инвентаризационные описи (ф.ф. 0504081 - 0504089, 0504091) и Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (письмо Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491).

При необходимости в ходе инвентаризации могут составляться Акты сверки расчетов по формам, согласованным с контрагентами (письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-06-10/35811). Составление подобных актов может прерывать течение срока исковой давности, но только в том случае, если от имени организации госсектора их подписывают лица, обладающие соответствующими полномочиями (см. ст. 203 ГК РФ, постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.08.2015 N Ф08-5429/15).

Учитывая требование п. 4 Инструкции N 157н по формированию в учете полной и достоверной информации, а также положения п. п. 1.2, 1.3 Методических указаний N 49 инвентаризации без каких-либо изъятий подлежат:

- имущество, принадлежащее госучреждению на праве оперативного управления, независимо от его местонахождения (нефинансовые и финансовые активы, в том числе финансовые вложения, готовая продукция, товары и денежные средства);

- обязательства, в т.ч. кредиторская задолженность, кредиты банков, займы (см. также письмо Минфина России от 30.05.2013 N 02-06-05/19714);

- имущество, не принадлежащее госучреждению, но числящееся в бухгалтерском учете, прежде всего на забалансовых счетах (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки или в безвозмездное пользование) (см. также п. 1.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120);

- имущество, не учтенное по каким-либо причинам, но находящееся на момент инвентаризации на территории, подконтрольной госучреждению.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.


Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний N 49). Участие работников бухгалтерской службы в работе этой комиссии является обязательным и должно обеспечивать представление информации, необходимой для проведения инвентаризации (письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-06-10/60461).

Если инвентаризация проводится при реорганизации организации госсектора (к примеру в форме присоединения), то в состав комиссии реорганизуемого учреждения возможно включение представителей учреждения другой стороны процесса реорганизации (письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-07-10/43062).


Порядок отражения в бухгалтерском учете организации госсектора результатов инвентаризации определен п. 20 Инструкции N 157н. По общему правилу результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключениями из данного правила являются:

- результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаемые в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета, которые подлежат отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Г. Гурашвили, консультант-эксперт

О. Емельянова, консультант-эксперт

Т. Толмачева, консультант-эксперт

Р. Гурашвили, консультант-эксперт

К. Панина, консультант-эксперт

Е. Шубенкина, консультант-эксперт

Р. Ибатуллина, консультант-эксперт

Е. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт