Резерв под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Из перечня резервов предстоящих расходов (обязательств), приведенных в п. 302.1 Инструкции N 157н, несколько "выпадает" резерв по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности, в отношении которых существует неопределенность из-за отсутствия первичных учетных документов. В этом случае не выполняется одно из условий создания резерва: обязательство, по которому создается резерв, не является следствием иного существующего (предшествующего) обязательства (события, сделки), - это обязательство как раз возникает в результате конкретного факта хозяйственной жизни (сделки), но на отчетную дату существует неопределенность по его величине. В соответствии с п. (b) параграфа 19 МСФО ОС 19 "Резервы, условные обязательства и условные активы" "доначисленные" расходы - обязательства по оплате товаров или услуг, которые были получены или поставлены, но не были оплачены, и на которые не были получены счета, - представляются в отчетности по МСФО ОС в составе кредиторской задолженности*(1).
Однако в силу норм действующего российского законодательства каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции N 157н). Признание "доначисленного" расхода и кредиторской задолженности (принятие обязательства) на основании Справки (форма 0504833) при отсутствии документов поставщика может быть расценено как нарушение правил бухгалтерского (бюджетного) учета. Поэтому на практике вполне обосновано может применяться именно этот резерв по фактически осуществленным, но не подтвержденным документально расходам. Например, очень распространенной является ситуация по коммунальные услугам, услугам связи, иным аналогичным затратам, когда первичные и расчетные документы за декабрьские услуги (поставки) поступают в учреждение в следующем отчетном году. В целях корректного формирования финансового результата за отчетный год и исходя из положений п. 302.1 Инструкции N 157н под обязательство об оплате указанных расходов обоснованно может быть создан резерв предстоящих расходов.
Первичные документы от поставщика электроэнергии поступают в учреждение в конце следующего за отчетным месяца. Учетной политикой учреждения предусмотрено формирование резерва по обязательствам, возникающим по фактам хозяйственной деятельности, в отношении которых существует неопределенность из-за отсутствия первичных учетных документов, исходя из оценочных значений, в частности, по коммунальным услугам. По приборам учета и исходя из действующих тарифов в учреждении определили, что расходы на оплату услуг по поставке электроэнергии за декабрь составят 12 800 рублей. В конце января поступили документы за потребленную в декабре электроэнергию на сумму 12 700 руб. В учете отражаются следующие корреспонденции:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном)*(2) учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Январь 2015 года | |||||
КРБ 1 501 13 223 | КРБ 1 502 11 223 | 4 506 10 223 | 4 501 11 223 | 120 000,00 | В сумме заключенного договора приняты обязательства |
Декабрь 2015 года | |||||
КРБ 1 109 70 223 | КРБ 1 401 60 223 | 4 109 70 223 | 4 401 60 223 | 12 800,00 | Начислены расходы по потреблению электроэнергии за декабрь в оценочной величине на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) |
КРБ 1 501 93 223 | КРБ 1 502 99 223 | 4 506 90 223 | 4 502 99 223 | 12 800,00 | Принято отложенное обязательство по оплате электроэнергии в сумме начисленного резерва |
КРБ 1 501 13 223 | КРБ 1 502 11 223 | 4 506 10 223 | 4 502 11 223 | 12 800,00 | Способом "Красное сторно" откорректировано ранее принятое в сумме начисленного резерва |
Январь 2016 года | |||||
КРБ 1 401 60 223 | КРБ 1 302 23 730 | 4 401 60 223 | 4 302 23 730 (4 302 23 000) | 12 700,00 | Признаны расходы по поставке электроэнергии за декабрь 2015 года на основании первичных документов |
КРБ 1 502 11 223 | КРБ 1 502 12 223 | 4 502 11 223 | 4 502 12 223 | 12 700,00 | Принято денежное обязательство |
КРБ 1 502 99 223 | КРБ 1 502 11 223 | 4 502 99 223 | 4 502 11 223 | 12 700,00 | Учтено обязательство по оплате электроэнергии, принятое за счет резерва |
КРБ 1 501 13 223 | КРБ 1 501 93 223 | 4 506 10 223 | 4 506 90 223 | 12 700,00 | Скорректирована величина отложенных обязательств *(3) |
______________________________
*(1) МСФО ОС не применяются в организациях госсектора. Вместе с тем принципы и приемы МСФО ОС используются при разработке Федеральных стандартов учета и отчетности для госсектора, осуществляемой специалистами Минфина России на плановой основе (приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н). Поэтому положения МСФО ОС могут применяться в части, не противоречащей нормативным правовым актам, устанавливающим правила и порядок ведения бухгалтерского учета в госучреждениях. Например, отдельные положения МСФО ОС могут быть приняты во внимание и учтены при разработке в учетной политике вопросов, не урегулированных в Инструкции N 157н, а также Инструкциях по применению Планов счетов бухгалтерского учета казенных, бюджетных и автономных учреждений.
*(2) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(3) В настоящее время положениями Инструкций NN 174н и 183н не урегулирован порядок корректировки суммы отложенных обязательств при принятии обязательств за счет сумм ранее сформированных резервов. Необходимая корреспонденция может быть предусмотрена учетной политикой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.