Учет обязательств, принимаемых при использовании конкурентных способов госзакупок (для госсектора)
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом согласно положениям ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещение о закупке, с размещения которого начинается процедура определения поставщиков конкурентными способами, включается информация о начальной (максимальной) цене контракта, а также об источнике финансирования.
В соответствии с абзацем четвертым п. 308 и п. 319 Инструкции N 157н обязательства организации госсектора, принимаемые при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений) подлежат отражению в бухгалтерском учете организаций госсектора на счете 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства":
- на основании извещений об осуществлении закупки;
- на основании приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, данный счет не применяется при принятии обязательств по расходам, не связанным с закупками товаров, работ и услуг.
Из содержания п. 141.1 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н и п. 196 Инструкции N 183н следует, что счет 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" может применяться при заключении контрактов и договоров с единственным контрагентом. Виды закупок, при которых допустимо применение этого учетного приема, инструкциями не определены. Поэтому порядок использования счета 502 07 при закупках у единственного контрагента надо урегулировать в учетной политике. Например, можно предусмотреть его применение при заключении контрактов с единственным контрагентом в случае признания конкурса несостоявшимся (письмо Минфина России от 15.04.2016 N 02-07-10/21917).
На дату размещения организацией госсектора извещения о закупке принимаемые обязательства текущего года отражаются в учетных регистрах с использованием следующей корреспонденции*(1):
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
1 501 13 000 |
1 502 17 000 |
0 506 10 000 |
0 502 17 000 |
По начальной (максимальной) цене контракта учтены принимаемые обязательства |
По различным причинам инициированная заказчиком процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может не завершится подписанием государственного (муниципального) контракта. Например, госучреждением может быть отменена процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями ст. 36 Закона N 44-ФЗ на основании размещенного в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В этом случае приведенные выше бухгалтерские записи отражаются способом "Красное сторно".
После заключения государственного (муниципального) контракта в учете должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи по учету обязательств текущего года*(1):
В казенном учреждении |
В бюджетном (автономном) учреждении |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
1 502 17 000 |
1 502 11 000 |
0 502 17 000 |
0 502 11 000 |
Учтены обязательства (бюджетные обязательства) в сумме заключенного контракта |
1 502 17 000 |
1 501 13 000 |
0 502 17 000 |
0 506 10 000 |
Учтена сумма экономии, сложившейся по результатам закупки относительно начальной (максимальной) цены |
1 501 13 000 |
1 502 11 000 |
0 506 10 000 |
0 502 11 000 |
Увеличена сумма принятого обязательства в связи с увеличением цены контракта, заключенного в текущем году или в прошлые годы (на сумму увеличения) |
1 501 13 000 |
1 502 17 000 |
0 506 10 000 |
0 502 17 000 |
Уменьшена сумма принятого обязательства в связи с уменьшением цены контракта, заключенного в текущем году (на сумму уменьшения) Способом "Красное сторно" |
1 502 17 000 |
1 502 11 000 |
0 502 17 000 |
0 502 11 000 |
|
1 501 13 000 |
1 502 11 000 |
0 506 10 000 |
0 502 11 000 |
Уменьшена сумма принятого обязательства в связи с уменьшением цены контракта, заключенного в прошлые годы (на сумму уменьшения) Способом "Красное сторно" *(2) |
1 502 11 000 |
1 502 12 000 |
0 502 11 000 |
0 502 12 000 |
В общеустановленном порядке учтены принятые денежные обязательства |
В рамках формирования учетной политики рабочий план счетов должен быть детализирован по счету 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства". При детализации следует учитывать, что на данном счете подлежат отражению не только принимаемые обязательства текущего года, но и принимаемые обязательства финансовых годов, следующих за текущим (в т.ч. за пределами планового периода) (п.п. 309, 319 Инструкции N 157н, Приложение 1 к письму Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450).
При заключении в отчетном периоде контрактов по результатам применения конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в случаях, когда извещения о таких закупках были размещены учреждением до начала отчетного периода, указанные в извещениях суммы включаются в показатели принимаемых обязательств при формировании Отчетов (ф.ф. 0503128, 0503738) (см., в частности, п.п. 1.5.4, 4.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04/05/02-919).
На счетах санкционирования расходов принимаемые обязательства в сумме извещений, размещенных учреждением в текущем году в целях осуществления закупок в очередном финансовом году, отражаются с указанием в номерах счетов аналитической группы 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)". Согласно п. 312 Инструкции N 157н показатели (остатки, обороты) принимаемых обязательств очередного финансового года, сформированные по результатам отчетного финансового года, переносятся на соответствующие счета аналитической группы 10 "Санкционирование по текущему финансовому году". Операции по переносу отражаются первым рабочим днем текущего финансового года.
При формировании Отчета (ф. 0503128) в составе годовой бюджетной отчетности показатели в графе 6 раздела 1 (принимаемые обязательства текущего финансового года) должны быть равны нулю (п. 1.7.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
_________________
*(1) Об общем порядке учета принимаемых обязательств см. также письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450 и Приложение 2 к данному письму. А в части корреспонденций, подлежащих применению при изменении цены контракта, см. письма Минфина России от 11.02.2016 N 02-07-10/7459, от 20.01.2016 N 02-07-10/1659.
*(2) Объем принятых в прошлые годы обязательств, в том числе по результатам применения конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), подлежащих исполнению в отчетном периоде, в графе "Принятые (бюджетные) обязательства с применением конкурентных способов" Отчетов (ф. 0503128, ф. 0503738), не отражается (см. п.п. 1.5.5, 4.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919). При уменьшении суммы принятого обязательства в связи с уменьшением цены контракта, заключенного в прошлые годы по результатам применения конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), отражение в бухгалтерском учете госучреждения сторнировочных записей с применением счета 0 502 17 000 "Принимаемые обязательства на текущий финансовый год" приведет к уменьшению показателя обязательств, принятых с применением конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в текущем году, отражаемым в разделе 1 Отчета (ф. 0503128, ф. 0503738) (см. также письмо Минфина России от 08.12.2015 N 02-07-10/71485)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на май 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Е. Шубенкина, эксперт
Ю. Еременко, эксперт