Основания и момент возникновения права оперативного управления
1. Основания возникновения права оперативного управления.
К основным источникам формирования имущества учреждения относятся:
- закрепление за учреждением собственником его имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ);
- имущество, приобретенное учреждением самостоятельно по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, плоды, продукция и доходы от использования имущества (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Закрепление имущества за учреждениями является правомочием собственника как учредителя юридического лица. Анализ правовой природы такого действия приводит к выводу, что оно обладает природой сделки. Во-первых, потому, что, как и при совершении сделок, наличие воли собственника на такое распоряжение является необходимым условием возникновения его правовых последствий. Во-вторых, подобное решение принимается собственником не как носителем публичной власти, а как представителем публично-правового образования, выступающего в качестве собственника имущества, что не позволяет отнести его к публично-правовым актам.
По смыслу ст. 299 ГК РФ закрепление имущества за учреждением - это правомочие собственника, которое он реализует по собственному усмотрению исходя из целей деятельности учреждения и связанных с использованием этого имущества задач. На учреждение лишь возлагается обязанность принять закрепленное за ним имущество. Следовательно, решение о закреплении имущества необходимо рассматривать именно как одностороннюю сделку.
При этом право оперативного управления на имущество, передаваемое учреждению его учредителем, по общему правилу, возникает при закрепленной в п. 1 ст. 299 ГК РФ последовательности накопления элементов сложного юридического состава:
- принятие собственником решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления;
- передача имущества учреждению, а в отношении недвижимого имущества - государственная регистрация права оперативного управления.
Из письма Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736 следует, что в отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления, с 15 августа 2016 года согласование решений реализуется исключительно через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (МВ-портал). В этом письме приведено обязательное условие рассмотрения обращений: наличие в личном кабинете организации госсектора на МВ-портале ряда документов, удостоверенных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица. Кроме того, определены перечни дополнительно представляемых документов по вопросам закрепления (правомерного изъятия) объектов недвижимого и движимого имущества.
История вопроса
До 15 августа 2016 года для закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления, соответствующие предложения с приложением, указанных в письме документов, представлялись в Росимущество (в территориальные управления Росимущества в случаях, когда им делегировано принятие таких решений) письмом федерального органа власти (его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное учреждение (письмо Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205, утратило силу).
Что касается имущества, приобретаемого учреждением самостоятельно, то основанием возникновения права оперативного управления в отношении такого имущества будут являться непосредственно сделки, которые совершаются учреждением с этой целью, или иные юридические факты, влекущие возникновение права оперативного управления в силу закона. Учреждение, как и любое юридическое лицо, самостоятельно участвует в имущественном обороте. Следовательно, для приобретения права оперативного управления в отношении такого имущества учреждению не требуется специального решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2006 N А56-24511/2001).
Таким образом, поскольку в случаях закрепления имущества учредителем и самостоятельного приобретения имущества учреждением по сделкам или иным основаниям речь идет о двух разных источниках формирования имущества учреждения, имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, нельзя рассматривать как имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества. Для приобретения права в отношении такого имущества не возникает необходимости ожидать решения собственника о закреплении его за учреждением.
Вместе с тем, размер субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям на основании норм БК РФ, рассчитывается в том числе и на основании нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями учредителем или приобретенного ими за счет соответствующих средств, выделенных учредителем (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Поэтому содержание особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности и не закрепленного за учреждением в установленном порядке, за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания невозможно. Расходы по содержанию такого имущества учреждение должно осуществлять за счет собственных средств. Для того, чтобы расходы на содержание такого имущества учитывались при расчете размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, требуется закрепление учредителем этого имущества за учреждением. При этом имущество должно использоваться преимущественно для деятельности по выполнению госзадания.
2. Момент возникновения права оперативного управления
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Иной момент возникновения права оперативного управления в отношении имущества, закрепленного за учреждением, установлен в отношении недвижимого имущества. Право оперативного управления на такое имущество возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ; см. также п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
В отношении имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, момент приобретения права оперативного управления определяется аналогично приобретению права собственности на вещи (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на движимые вещи приобретается, в частности, либо с момента передачи вещи в случае ее приобретения у приобретателя по договору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ), либо с момента ее создания - в случае изготовления учреждением новой вещи для себя (п. 1 ст. 218 ГК РФ). В отношении приобретаемых учреждением недвижимых вещей право возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Однако это не означает, что учреждение не может принимать на себя обязательства по поводу имущества, в отношении которого его право не зарегистрировано, к примеру, заключая договоры о передаче этого имущества (аренды, купли-продажи и пр.). Подобные договоры порождают право требовать передачи вещи, но не влекут возникновения или изменения прав на недвижимость. Следовательно, отсутствие права оперативного управления учреждения на вещь в момент заключения договора не может являться основанием для признания такого договора недействительным (см., например, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54, п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности