Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями

Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями

Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) относится к специальным налоговым режимам, установленным НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 18 НК РФ). В главе 26.2 НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Преимущества УСН заключаются в том, что налог, уплачиваемый в связи с применением этого спецрежима, заменяет исчисление и уплату следующих налогов (п. 2 ст. 346.11):

- налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

- налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость; письмо Минфина России от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924);

- НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).


Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется в добровольном порядке (ст. 346.11 НК РФ).

Плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, признаются, в частности, организации, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Однако применение УСН возможно только при выполнении условий и ограничений, установленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, а также в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Это ограничения:

- по величине доходов;

- по численности работников (письмо Минфина России от 07.12.2016 N 03-11-06/2/72772);

- по остаточной стоимости основных средств;

- по структуре уставного капитала (доли участия других организаций в уставном (складочном) капитале);

- по наличию филиалов и представительств ( с 2016 года - только филиалов);

- некоторые иные ограничения по перечню ст. 346.12 НК РФ.


К числу лиц, которые не вправе применять УСН относятся казенные и бюджетные учреждения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Проводя разграничение между видами государственных (муниципальных) учреждений, Минфин России в письме от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140 приводит разъяснения, что ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.

Внимание

Имущество, передаваемое в оперативное управление автономному учреждению собственником имущества (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), не является амортизируемым имуществом (п. 2 ст. 256 НК РФ), соответственно, стоимость этого имущества не учитывается в целях ограничения по остаточной стоимости основных средств, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (письма Минфина России от 06.07.2016 N 03-11-10/39450, от 18.03.2013 N 03-11-06/2/8166).

Пунктом 1 ст. 346.14 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, предусмотрено на выбор два объекта налогообложения: "доходы" либо "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Выбор объекта налогообложения - право налогоплательщика, сделать его нужно до начала применения УСН.

От выбранного объекта налогообложения зависит налоговая база для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также ставка налога (ст.ст. 346.18 и 346.20 НК РФ). Для правильного выбора объекта налогообложения с целью оптимизации налоговых выплат необходимо проанализировать структуру расходов автономного учреждения и сравнить их с перечнем расходов, учитываемых при УСН, приведенным в ст. 346.16 НК РФ.

Применение одновременно двух объектов налогообложения по УСН (по разным видам деятельности) не предусмотрено (см. письмо ФНС России от 15.04.2011 N КЕ-4-3/5997@). Изменить выбранный объект можно только с начала налогового периода, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается сменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).


Порядок определения доходов для целей применения УСН установлен в ст. 346.15 НК РФ. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, то есть:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.


Вместе с тем при налогообложении УСН не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ; письма Минфина России от 22.12.2016 N 03-11-06/2/77284, от 29.11.2016 N 03-11-06/2/70559). Применительно к автономным учреждениям это означает, что при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования и целевых поступлений, к которым относятся и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Положения ст. 251 НК РФ обязывают получателей целевого финансирования и целевых поступлений вести раздельный учет доходов и связанных с ними расходов. Кроме того, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ в отношении целевых поступлений обязательным является требование об их целевом расходовании - при неисполнении данного требования эти поступления не могут рассматриваться в качестве целевых и подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.


Порядок определения расходов для целей применения УСН установлен в ст. 346.16 НК РФ. Положения этой статьи применяются только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Внимание

При определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит (письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76035). Расходы признаются в порядке, установленном в п.п. 2, 3 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Они должны быть:

1) экономически обоснованны;

2) документально подтверждены;

3) произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.


При отнесении затрат к расходам, непосредственно связанным с приносящей доход деятельностью, следует помнить: при налогообложении УСН не могут учитываться те расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий.

Расходами признаются лишь реально понесенные затраты, причем повторное их включение в налоговую базу недопустимо (п.п. 1, 5 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Примечание

При разработке учетной политики в целях налогообложения желательно стремиться выделить из всех осуществляемых расходов как можно больше расходов, непосредственно связанных с осуществлением приносящей доход деятельности и направленных на получение собственных доходов.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт