Бюджетный учет в казенных учреждениях и органах власти расчетов по выявленным переплатам и неположенным выплатам
Детальный порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат физическим лицам (в т.ч. по заработной плате), действующими нормативными правовыми актами не определен. Следовательно, этот порядок может быть разработан казенным учреждением, органом власти самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н). Выбранная схема корреспонденций счетов бухгалтерского учета должна учитывать требования Инструкций NN 157н, 162н, а также разъяснения и комментарии специалистов уполномоченных органов (см., в частности, письма Минфина России от 28.02.2014 N 02-06-10/8795, от 07.11.2013 N 02-06-005/47647, от 23.07.2010 N 02-06-10/2723).
Определяя схему применяемых корреспонденций, получателю бюджетных средств следует одновременно оценить:
- возможность удержания излишне выплаченной суммы из заработной платы (денежного содержания) работника;
- необходимость возврата в доход бюджета средств в размере переплаты (неположенной выплаты).
1. Оценка возможности удержания излишне выплаченной суммы из заработной платы работника.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета в организациях госсектора для отражения расчетов, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат, предусматривает возможность применения одного из вариантов:
1. Корректировка ранее произведенных начислений способом "Красное сторно";
2. Начисление доходов в виде компенсации затрат.
Условия применения способа "Красное сторно" для корректировки начислений:
- переплата является следствием счетной ошибки и выявлена до истечения срока, установленного ст. 137 ТК РФ для принятия работодателем решения об удержании излишне выплаченных сумм из будущих начислений по заработной плате;
- получатель выплаты не оспаривает удержание.
Дополнительным условием для применения способа "Красное сторно" является выплата излишне начисленной суммы в текущем финансовом году. Так, например, переплата может являться следствием счетной ошибки, но согласия работника на удержание излишне выплаченной суммы и принятия решения об удержании в пределах допустимых сроков может быть недостаточно для корректировки начислений способом "Красное сторно" если переплата была допущена в прошлом финансовом году.
При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий основания для корректировки начислений способом "Красное сторно" отсутствуют, и соответственно, в бухгалтерском учете факт выявленной переплаты (неположенной выплаты) отражается в качестве начисления доходов в виде компенсации затрат.
2. Необходимость возврата в доход бюджета средств в размере переплаты (неположенной выплаты).
Излишне выплаченная сумма подлежит перечислению в доход бюджета в случаях:
- факт переплаты установлен после завершения текущего финансового года. В этом случае в бюджетном учете при выявлении факта переплаты в бюджетном учете отражается начисление доходов с указанием в 1 - 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" 4-20 разрядов кода классификации доходов бюджета.
- факт переплаты установлен до завершения текущего финансового года, но отсутствует возможность удержания излишне выплаченных средств в текущем финансовом году. В этом случае сумма задолженности подлежит переносу со счета 1 206 11 000 "Расчеты по заработной плате" на счет 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", в 1-17 разрядах которого указываются 4-20 разряды кода классификации доходов бюджета (см. п. 1.9.8 письма Минфина и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
При прекращении с получателем излишне выплаченной суммы трудовых отношений в течение текущего финансового года задолженность, образовавшаяся на счете 1 206 11 000 "Расчеты по заработной плате" в результате корректировки начислений способом "Красное сторно", подлежит переносу со счета 1 206 11 000 на счет 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" с указанием в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета 4-20 разрядов кода классификации расходов бюджета. При погашении такой задолженности до окончания текущего года обязанность по возврату средств в бюджет у учреждения не возникает, а возвращенные учреждению суммы переплат (неположенных выплат) могут быть израсходованы в общеустановленном порядке при исполнении Бюджетной сметы.
Переплата вследствие счетной ошибки
В казенном учреждении 15 ноября текущего года выявлена переплата - в результате технического сбоя в программном продукте работнику 31 октября текущего года излишне начислено 5 000, 00 рублей.
Переплата признана счетной ошибкой. Решение об удержании принято 15 ноября. Получено письменное согласие работника, уведомленного о перерасчете, на удержание излишне выплаченной суммы из последующих начислений по оплате труда. 30 ноября работнику начислена заработная плата за ноябрь в сумме 45 000,00 рублей. Одновременно удержана излишне выплаченная в октябре сумма.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
15 ноября | |||
КРБ 1 109 ХХ 211, КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 302 11 730 | 5 000, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка начислений по заработной плате |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 206 11 660 | 4 350, 00 | Способом Красное сторно" восстановлена дебиторская задолженность работника в сумме полученной работником "на руки" |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 303 01 730 | 650, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка суммы удержанного НДФЛ |
КРБ 1 109 ХХ 213, КРБ 1 401 20 213 | КРБ 1 303 ХХ 730 | 1 510,00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка суммы начисленных страховых взносов |
30 ноября | |||
КРБ 1 109 ХХ 211, КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 302 11 730 | 45 000, 00 | Начислена заработная плата за ноябрь |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 303 01 730 | 5 850, 00 | Удержан НДФЛ |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 206 11 660 | 4 350, 00 | Зачтена излишне выплаченная в октябре сумма |
КРБ 1 109 ХХ 213, КРБ 1 401 20 213 | КРБ 1 303 ХХ 730 | 13 590, 00 | Начислены страховые взносы |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 304 05 211 | 34 800,00 | Работнику перечислена заработная плата |
КРБ 1 303 01 830 | КРБ 1 304 05 211 | 5 200,00 | Перечислен НДФЛ |
КРБ 1 303 ХХ 830 | КРБ 1 304 05 213 | 12 080,00 | Перечислены страховые взносы |
Переплата за счет ЛБО прошлых лет
В казенном учреждении 10 января текущего финансового года выявлена переплата - в результате технического сбоя в программном продукте работнику за декабрь излишне начислено 5 000, 00 рублей. Заработная плата за декабрь выплачена 30 декабря прошлого года. Страховые взносы и НДФЛ из заработной платы за декабрь также перечислены 30 декабря.
Переплата признана счетной ошибкой. Принято решение об удержании. Получено письменное согласие работника, уведомленного о перерасчете, на удержание излишне выплаченной суммы из последующих начислений по оплате труда. 31 января работнику начислена заработная плата за январь в сумме 45 000,00 рублей.
Выявление факта переплаты до представления учреждением годовой бюджетной отчетности признано событием после отчетной даты, которое в соответствии с учетной политикой отражается последним днем отчетного периода (31 декабря).
Удержанная из заработной платы работника сумма перечислена в доход бюджета одновременно с перечисление заработной платы - 1 февраля. Дебиторская задолженность по доходам в части переплаты страховых взносов и НДФЛ, образовавшаяся по состоянию на 1 января текущего финансового года, будет возвращена в доход бюджета после возврата средств в размере переплаты налоговым органом.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
31 декабря | |||
КРБ 1 109 ХХ 211, КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 302 11 730 | 5 000, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка начислений по заработной плате |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 206 11 660 | 4 350, 00 | Способом Красное сторно" восстановлена дебиторская задолженность работника в сумме полученной работником "на руки" |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 303 01 730 | 650, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка суммы удержанного НДФЛ |
КРБ 1 109 ХХ 213, КРБ 1 401 20 213 | КРБ 1 303 ХХ 730 | 1 510,00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка суммы начисленных страховых взносов |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 206 11 660 | 4 350,00 | Начислена задолженность перед бюджетом по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в сумме переплаты и начисленных страховых взносов |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 303 01 730 | 650,00 | |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 303 ХХ 730 | 1 510,00 | |
30 января | |||
КРБ 1 109 ХХ 211, КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 302 11 730 | 45 000,00 | Начислена заработная плата за январь |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 303 01 730 | 5 850,00 | Удержан НДФЛ |
КРБ 1 109 ХХ 211, КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 303 ХХ 730 | 13 590, 00 | Начислены страховые взносы |
КРБ 1 302 11 830 | КДБ 1 209 30 660 | 4 350,00 | Из заработной платы работника удержана излишне выплаченная "на руки" в декабре сумма |
1 февраля | |||
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 304 05 211 | 34 800,00 | Работнику перечислена заработная плата за январь |
КРБ 1 303 01 830 | КРБ 1 304 05 211 | 5 850,00 | Перечислен НДФЛ |
КРБ 1 303 ХХ 830 | КРБ 1 304 05 213 | 13 590,00 | Перечислены страховые взносы |
КДБ 1 210 02 130 | КРБ 1 304 05 211 | 4 350,00 | В доход бюджета перечислена удержанная из заработной платы работника сумма переплаты (в сумме полученных "на руки" денежных средств) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на октябрь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности