Санкционирование оплаты денежных обязательств казначейскими органами
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется казначейскими органами в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) (п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1, ст. 269.1 БК РФ). Перечень необходимых для санкционирования документов, основания для отказа в санкционировании расходов определяются финансовым органом публично-правового образования в соответствии с требованиями БК РФ (письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-03-10/34010). На федеральном уровне Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств утвержден приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н (далее - Порядок N 213н) *(1).
При подтверждении денежного обязательства и санкционировании оплаты проводится проверка соответствия получателя платежа данным, указанным в основании платежа. Учитывая, что требования об оплате по государственным (муниципальным) контрактам являются требованиями, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника, цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (см. письмо Минфина России от 11.03.2016 N 02-02-04/13740).
Оплата денежного обязательства может быть санкционирована органом казначейства и в случае превышения предельного размера авансового платежа, если размер авансового платежа не превышает сумму аванса, предусмотренную контрактом (см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 10.02.2015 NN 02-01-09/5578, 07-04-05/05-91). В то же время при подобных обстоятельствах казначейский орган, как правило, обязан довести информацию о нарушении до получателя бюджетных средств, а также обеспечить доведение указанной информации до соответствующего главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (см., например, абзац третий п. 11 Порядка N 213н).
Исполнение обязательств по заключенным до 1 января 2015 года договорам (соглашениям), подлежащим оплате в 2016 и (или) 2017 годах и не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств, осуществляется при условии заключения допсоглашений об условиях их исполнения за пределами 2015 года, в которые включается определенное отлагательное условие согласно п. 1 ст. 157 ГК РФ (письмо Минфина России от 25.03.2015 N 02-02-04/16546). При наличии такого допсоглашения Уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных, предусмотренное п. 2.7 Порядка N 98н, казначейским органом не оформлялось.
Оплата денежных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а по публичным нормативным обязательствам оплата может осуществляться в пределах доведенных бюджетных ассигнований (абзацы третий и четвертый п. 5 ст. 219 БК РФ).
Если в публично-правовом образовании принято решение об утверждении в целях исполнения бюджета предельных объемов финансирования, санкционирование кассовых выплат, как правило, осуществляется только в рамках этих предельных объемов, отраженных на соответствующих лицевых счетах (см., в частности, приказ Минфина России от 21.12.2015 N 204н, письмо Минфина России от 29.12.2015 N 16-02-06/77076). В этом случае независимо от суммы доведенных ЛБО и суммы уже принятых обязательств получатели бюджетных средств в течение квартала (месяца) могут оплачивать обязательства только в пределах установленной для них предельной суммы финансирования.
Бюджетное законодательство не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (см. письма Минфина России от 26.03.2014 N 02-01-04/13195, от 27.04.2014 N 02-03-11/13600, Федерального казначейства от 21.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-257). В частности, отсутствует запрет на погашение за счет лимитов текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, возникшей в рамках ранее принятых бюджетных обязательств. В то же время механизм погашения такой задолженности устанавливается на уровне публично-правового образования. Так, на федеральном уровне в указанных целях предусматривается доведение до получателей бюджетных средств дополнительных лимитов бюджетных обязательств в размерах, не превышающих остаток неиспользованных по итогам прошлого года средств (пп. "а" п. 8 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551, п.п. 6 - 8 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456). При этом получатели средств федерального бюджета вправе использовать имеющиеся по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки наличных денежных средств для оплаты обязательств, возникающих при осуществлении ими деятельности в нерабочие праздничные дни в январе очередного финансового года (п. 16 Порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2008 N 56н).
Оплата денежных обязательств получателем бюджетных средств по контракту, заключенному другим получателем бюджетных средств, бюджетным законодательством не предусмотрена (письмо Минфина России от 29.01.2015 N 02-03-07/3493).
__________________
*(1) До 4 февраля 2017 санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществлялось в соответствии с требованиями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.
Тема
Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства
См. также
Доведение прав на принятие бюджетных обязательств
Особенности принятия бюджетных обязательств и постановки их на учет в казначейских органах
Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Учет денежных обязательств, принятых казенным учреждением
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.