Учет при получении наличных в кассу с расчетного счета (для госсектора)
Организация госсектора получает с расчетного счета наличные денежные средства на определенные цели (для выдачи под отчет, на выплату зарплаты, на хозяйственные расходы). Как эта операция отражается в учете?
Юридические аспекты
По общему правилу платежи бюджетных и автономных учреждений, операции по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ (в т. ч. операции казенных учреждений) осуществляются через лицевые счета, открытые организациям госсектора в Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п.п. 4, 11 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ; п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Операции со средствами, поступающими во временное распоряжение, в т.ч. в целях обеспечения заявок или обеспечения исполнения контрактов, также должны учитываться на лицевых счетах, если иное не предусмотрено действующими нормативными актами (письма Минфина России от 26.09.2014 N 02-03-07/48208, от 19.12.2014 N 02-03-09/65905).
В исключительных случаях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации (см., в частности, ст. 38.2 БК РФ; п. 2.1 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (см., в частности, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н; п. 3.1 Указания Банка России от 24.12.2010 N 2547-У). Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (см., например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).
Организации госсектора могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами.
Кроме того, автономные учреждения наделены правом открывать в кредитных организациях счета в валюте Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Решение об открытии банковских счетов в конкретной кредитной организации принимается руководителем автономного учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета (п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Счета в кредитных организациях могут использоваться автономными учреждениями для осуществления операций за счет:
- средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- собственных доходов, полученных при осуществлении деятельности, предусмотренной ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ;
- средств во временном распоряжении;
- субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
При этом автономное учреждение имеет право открыть несколько банковских счетов для учета операций по каждому (по нескольким) из перечисленных выше видов средств.
Если средства субсидии на иные цели учитываются на счете, открытом автономному учреждению в кредитной организации, то операции с этими средствами могут осуществляться только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (ч.ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). По мнению специалистов финансового ведомства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений исключительно в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295). Порядок проверки документов определяет соответствующий финансовый орган - это порядок должен соответствовать порядку санкционирования расходов за счет субсидий на иные цели, осуществляемых через лицевые счета (см., в частности, ч.ч. 3.7, 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, Порядок, утв. приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н).
Договор банковского счета регламентируют ст.ст. 845-860 ГК РФ и нормы Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. При этом банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами (п.п. 1 и 2 ст. 845 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Выдача денежных средств с банковского счета происходит на основании денежного чека. В соответствии с п. 1 ст. 877 ГК РФ чеком является ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Согласно п. 5 ст. 877 ГК РФ порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Согласно главе 8 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение N 383-П) чек должен содержать реквизиты, установленные федеральным законом, а также может содержать реквизиты, определяемые кредитной организацией. Форма чека устанавливается кредитной организацией. Кредитная организация обязана удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.
Бухгалтерский учет и отчетность
Получение наличных денежных средств в кассу организации госсектора со счета в кредитной организации отражается по дебету счета 0 201 34 000 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (п. 49 Инструкции N 162н, п. 3.52 Проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н", предусматривающим изменения в п. 78 Инструкции N 183н).
Согласно положениям п.п. 365 и 367 Инструкции N 157н аналитический учет поступлений и выбытий денежных средств при снятии их с банковского счета в кассу учреждения ведется на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к соответствующим аналитическим счетам учета счета 201 00 "Денежные средства учреждения".
Аналитические данные по выбытиям, отраженные на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств", открытом к счету 1 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации", в разрезе кодов классификации расходов бюджета являются основанием для отражения показателей графы 7 раздела "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) (п. 61 Инструкции N 191н).
Согласно положениям п. 43 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), показатели графы 6 раздела 2 "Расходы учреждения" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) формируются на основании аналитических данных по видам расходов, отраженным на забалансовых счетах 18 "Выбытия денежных средств", открытых к счетам 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации". При этом операции по получению наличных денег, для осуществления выплат по расходам учреждения, а также операций по выбытию денежных средств при продаже иностранной валюты, в графу 6 не включаются.
Расходы, осуществленные наличными денежными средствами, полученными в этих целях со счета, открытого автономному учреждению в банке, на основании аналитических данных, отраженных по забалансовым счетам 18, открытым к счетам 0 201 34 000 "Касса" подлежат отражению в графе 7 раздела 2 Отчета (ф. 0503737) (п. 43 Инструкции N 33н).
Согласно положениям п. 44 Инструкции N 33н операции по получению автономным учреждением денежных средств с банковского счета в кассу отражаются в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (ф. 0503737) в следующем порядке:
- в строках 720 (в положительном значении) и 732 (в отрицательном значении) графы 6;
- в строках 710 (в отрицательном значении) и 731 (в положительном значении) графы 7.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Автономное учреждение | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 |
Увеличение 17 (18)*(1) |
Увеличение 17 (510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Списание денежных средств с расчетного счета учреждения на основании выписки. Поступление наличных денежных средств в кассу на основании приходного кассового ордера |
______________________________
*(1) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
Согласно п. 5 Указания N 3210-У оприходование учреждением наличных денег в кассу оформляется Приходным кассовым ордером (код формы по ОКУД 0310001).
Пример заполнения приходного кассового ордера
Налогообложение
Операции по перемещению денежных средств внутри организации госсектора (снятие наличных денежных средств с банковского счета в кассу) не приводят к возникновению доходов и расходов, не облагаются НДС.
Получение автономным учреждением наличных денежных средств в кассу с банковского счета
Автономным учреждением 10 июня в рамках приносящей доход деятельности с банковского счета учреждения получены и оприходованы в кассу наличные денежные средства в сумме 8 000 руб. для выдачи под отчет на командировочные расходы.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
2 201 34 000 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 201 21 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 8 000, 00 | Оприходованы в кассу наличные денежные средства, полученные с банковского счета |
Возможные риски
Риск 1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров
Риск 2. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
Риск 1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров
При осуществлении расчетов наличными денежными средствами следует соблюдать их лимит (согласно п. 6 Указаний Банка России 07.10.2013 N 3073-У такой размер составляет 100 000 руб.). За превышение этой суммы ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. Запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, вытекающие из одного договора. Исполняются они в период действия договора или по окончании срока его действия - не имеет значения.
Отрицательная практика
1) Превышение предельного размера наличных денежных расчетов образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности сосавляет два месяца.
Акты судебных органов:
(-) Постановление Седьмого ААС от 22.08.2014 N 07АП-7323/14
2) Превышение установленного предельного размера расчетов наличными деньгами с другими организациями является основанием для признания договора недействительным.
Акты судебных органов:
(-) Постановление АС Уральского округа от 16.09.2014 N Ф09-5499/14
Положительная практика
При расчетах наличными денежными средствами между организациями значение имеет правильность оформления кассовых документов и договоров, в рамках которых осуществляются расчеты. Правильное оформление договорных отношений позволит избежать нарушений при расчетах между организациями и привлечения к административной ответственности.
Акты судебных органов:
(+) Постановление Двадцатого ААС от 09.10.2015 N 20АП-4351/15
Риск 2. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
В кассе учреждения денежные средства могут храниться только в пределах лимитов.
Отрицательная практика
Хранение в кассе организации наличных денежных средств сверх установленного лимита является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Акты судебных органов:
(-) Постановление Верховного Суда РФ от 12.09.2014 N 11-АД14-21
Учет при получении наличных в кассу с расчетного счета (для госсектора)
Организация госсектора получает с расчетного счета наличные денежные средства на определенные цели (для выдачи под отчет, на выплату зарплаты, на хозяйственные расходы). Как эта операция отражается в учете?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.