Нарушения при представлении сведений для составления и исполнения бюджета. Критерии квалификации по ст. 15.15.6 КоАП РФ
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения.
До внесения изменений в БК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, являлось одним из видов бюджетных нарушений. Несмотря на отсутствие подобного состава в перечне бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 БК РФ, ст. 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов и их исполнения, а также непредставление или представление таких сведений с нарушением сроков*(1). Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
Перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов бюджетной системы РФ и их исполнения, а также критерии для отнесения тех или иных сведений к таковым, положениями БК РФ не установлены.
Порядок и сроки представления сведений, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета публично-правового образования, а также его исполнения устанавливаются финансовым органом публично-правового образования в рамках полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1 и п. 1 ст. 219 БК РФ. Таким образом, в контексте ст. 15.15.6 КоАП РФ может рассматриваться нарушение сроков и (или) порядка представления сведений, если порядок и сроки их представления установлены нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования *(2).
Так, согласно п. 1 ст. 172 БК РФ в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Соответственно, в качестве административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ может рассматриваться несоблюдения порядка формирования и представления документов и материалов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, например, несоблюдение порядка формирования и представления плановых реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), представляющих собой финансово-экономическое обоснование расходов бюджета публично-правового образования.
Несмотря на отсутствие в Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н) (далее - Порядок N 221н), положений, предусматривающих ответственность за нарушение сроков представления Сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0506101), их несвоевременное представление следует рассматривать в контексте ст. 15.15.6 КоАП РФ *(3).
По общему правилу за нарушение сроков представления в ТОФК Сведений (ф. 0531702) должностные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ по каждому факту несоблюдения установленных требований (см., в частности, решения Находкинского городского суда Приморского края от 11.02.2016 по делу N 12-86/2016, от 11.02.2016 по делу N 12-87/2016, от 11.02.2016 по делу N 12-89/2016, от 11.02.2016 по делу N 12-90/2016, решения Верхнекамского районного суда Кировской области*(4) от 25.01.2016 по делу N 12-25/2016, от 25.01.2016 по делу N 12-26/2016; решения Курганского областного суда*(4) от 02.03.2016 по делу N 21-132/2016, от 02.03.2016 по делу N 21-133/2016, от 02.03.2016 по делу N 21-135/2016, от 02.03.2016 по делу N 21-135/2016; решения Тюменского областного суда от 15.02.2016 по делу N 21-54/2016*(3), от 15.02.2016 по делу N 21-55/2016).
Порядок учета казенным учреждением бюджетных обязательств, административная ответственность за нарушение которого предусмотрена ст. 15.15.7 КоАП РФ, регламентирован Инструкцией N 157н (письмо Минфина России от 29.04.2015 N 02-06-05/25080). Соответственно, основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности может послужить нарушение требований п.п. 318-320 Инструкции N 157н (решение Верховного Суда Республики Тыва от 20.04.2016 по делу N 21-92/2016).
В период 2014 - 2015 г.г. должностные лица Росфиннадзора рассматривали несвоевременное представление в ТОФК Сведений (ф. 0531702) в контексте ст. 15.15.7 КоАП РФ, привлекая к административной ответственности как главных бухгалтеров (решение Пролетарский районный суд г. Твери от 20.11.2014 по делу N 12-272/2014, решение Новгородского районного суда Новгородской области от 17.08.2015 по делу N 12-829/2015, решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 02.10.2015 по делу N 12-341/2015), так и руководителей получателей бюджетных средств (решение Зареченского городского суда Пензенской области от 08.04.2015 по делу N 12-31/2015, решение Советского районного суда г. Брянска от 24.10.2014 по делу N 12-573/2014). В то же время, несмотря на то что специалистами финансового ведомства была обозначена позиция по вопросу квалификации несвоевременного представления в ТОФК Сведений (ф. 0531702), единый подход органами государственного финансового контроля по данному вопросу не выработан (см., например, решение Краснодарского краевого суда от 25.04.2016 по делу N 12-1546/2016, решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 01.04.2016 по делу N 12-214/2016, постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 21.03.2016 по делу N А-190/2016, решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 21.03.2016 по делу N 12-195/2016). При этом в отдельных случаях судом может быть принято решение о переквалификации административного правонарушения со ст. 15.15.6 КоАП РФ на ст. 15.15.7 КоАП РФ (решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 29.02.2016. по делу N 12-96/2016, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.03.2016 по делу N 7-100/2016).
С 1 января 2017 года установлен срок для постановки на учет в ТОФК бюджетных обязательств, возникающих на документов, предусмотренных Перечнем (Приложение 4.1 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, далее - Порядок N 221н). Так, Сведения (ф. 0506101), возникшие на основании документов, предусмотренных Перечнем, направляются (формируются) не позднее 3 рабочих дней:
- до дня направления на размещение в ЕИС в форме электронного документа Извещения об осуществлении закупки или Приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- со дня заключения соответственно госконтракта, договора, соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта, договора (соглашения) о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или федеральному автономному учреждению, договора (соглашения) о предоставлении субсидии или бюджетных инвестиций юридическому лицу;
- со дня издания приказа о штатном расписании с расчетом годового фонда оплаты труда;
- со дня доведения в установленном порядке соответствующих ЛБО на принятие и исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании соответственно нормативного правового акта о предоставлении межбюджетного трансферта, нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу;
- со дня возникновения денежного обязательства: ПНО, договор, оплачиваемый наличными денежными средствами, договор на оказание услуг, выполнение работ, заключенный получателем средств федерального бюджета с физическим лицом, не являющимся ИП, иной документ, в соответствии с которым возникает бюджетное обязательство;
- в срок, установленный бюджетным законодательством РФ для представления в установленном порядке ПБС - должником информации об источнике образования задолженности и КБК, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа, решения налогового органа (в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления (п. 3 ст. 242.3, п. 3 ст. 242.4, п. 3 ст. 242.5 БК РФ)).
История вопроса
До 01.01.2017 пунктом 8 Порядка N 221н для направления в ТОФК Сведений о бюджетном обязательстве (ф. 0506101), возникшем на основании госконтракта, также был установлен трехдневный срок с даты его заключения.
Основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ также может послужить несоблюдение сроков, предусмотренных Порядком N 221н для направления (формирования) Сведений о денежном обязательстве (форма по ОКУД 0506102).
История вопроса
До вступления в силу Порядка N 221н основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ в части нарушения требований Порядка N 98н, наряду с несоблюдение сроков направления Сведений о принятом бюджетном обязательстве, являлось также несоблюдение сроков направления*(5):
- Заявки на внесение изменений в обязательство в связи с исполнением (расторжением) документа-основания (п. 2.17 Порядка N 98н) (решение Курганского областного суда от 27.01.2016 по делу N 21-66/2016);
- Информации, в которой указывается номер ранее учтенного бюджетного обязательства и неисполненная часть бюджетного обязательства, подлежащая аннулированию, в случае ликвидации получателя средств федерального бюджета либо изменения типа федерального казенного учреждения (п. 3.5 Порядка N 98н).
______________________________
*(1) Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" (подготовлен Минфином России 24.03.2016) предусмотрены изменения в формулировку ст. 15.15.6 КоАП РФ.
*(2) См., например, п. 1.1.8 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок в Нижегородской области, утвержденного приказом Министерства финансов Нижегородской области от 19.03.2015 N 84.
*(3) Ранее специалисты финансового ведомства в своих официальных разъяснениях указывали, что несмотря на отсутствие в Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденном приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н, положений, предусматривающих ответственность за нарушение сроков представления Сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702), их несвоевременное представление следует рассматривать в контексте ст. 15.15.6 КоАП РФ (см. письма Минфина России от 21.08.2015 N 02-10-10/48584, от 29.04.2015 N 02-06-05/25080).
*(4) Судом квалифицированы как малозначительные.
*(5) Положения п.п. 2.17 и 3.5 Порядка N 98н действуют на период до 1 января 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности