Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 КоАП РФ)
Межбюджетные трансферты (далее - МБТ) - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).
Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Критерии квалификации действий (бездействия) должностных лиц в качестве нарушения условий предоставления МБТ положениями ст. 15.15.3 КоАП РФ не установлены.
Порядок предоставления и формы МБТ регламентированы главой 16 БК РФ. При этом в качестве нарушения условий предоставления МБТ может рассматриваться как нарушение условий предоставления МБТ, прямо урегулированных нормами бюджетного законодательства РФ, так и нарушение правил предоставления МБТ, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а также заключенными в соответствии с указанными правилами соглашений.
Действие (бездействие), образующее состав нарушения | Акты судебных инстанций |
Нарушение условий предоставления МБТ, установленных бюджетным законодательством РФ | |
Превышение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления (п. 2 ст. 136 БК РФ) | постановление Клинского городского суда Московской области от 22.04.2015 по делу N 5-220/2015 |
постановление Зарайского городского суда Московской области от 14.08.2015 по делу N 5-99/2015 (истек срок привлечения) | |
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 20.02.2015 по делу N 12-23/2015 (признано длящимся) | |
Наличие просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам, исполняемым за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета | постановление судебного участка N 6 Каменского судебного района Ростовской области от 11.12.2015 по делу N 5-515/2015 |
Нарушение условий предоставления МБТ, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а также соглашений о предоставлении МБТ 1. Главным распорядителем средств бюджета, предоставляющего МБТ | |
Предоставление МБТ при отсутствии необходимых нормативных правовых актов, наличие которых является одним из условий их предоставления | решение Волгоградского областного суда от 08.06.2016 по делу N 07-254/2016 постановление Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17.12.2014 по делу N 5-454/2014 решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12.10.2015 по делу N 5-1635/2015 |
Нарушение сроков перечисления субвенций, установленных порядком их предоставления | решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 08.02.2016 по делу N 12-90/2016 |
Несоблюдение порядка заключения соглашения о предоставлении МБТ | решение Ленинского районного суда г. Перми от 28.01.2016 по делу N 12-5/2016 |
2. Финансовым органом публично-правового образования, получающего МБТ | |
Нарушение порядка софинансирования расходных обязательств из бюджета субъекта РФ*(1) | постановление Верховного Суда Республики Тыва от 27.11.2015 по делу N 4А-242/2015 решение Забайкальского краевого суда от 04.04.2016 по делу N 21-118/2016 решения Краснодарского краевого суда от 24.03.2016 по делу N 12-1200/2016, от 24.03.2016 по делу N 12-1201/2016 решение Советского районного суда г. Орла от 17.11.2015 по делу N 12-277/2015 |
Несоблюдение сроков возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов | решение Краснодарского краевого суда от 24.03.2016 по делу N 12-1197/2016 |
Непринятие мер к недопущению нецелевого использования средств МБТ | решение Верховного суда Удмуртской Республики от 25.07.2016 по делу N 12-187/2016 |
3. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, получающего МБТ | |
Нарушение порядка разработки и реализации государственной программы ее ответственным исполнителем | решение Волгоградского областного суда от 14.01.2016 по делу N 07-47/2016 постановление Советского районного суда г. Брянска от 13.03.2015 по делу N 12-152/2015 |
Нарушение порядка софинансирования расходных обязательств из бюджета субъекта РФ*(1) | решение Забайкальского краевого суда от 30.11.2015 по делу N 21-456/2015 решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.06.2015 по делу N 7Р-345/2015 постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 по делу N 4А-289/2016 решение Астраханского областного суда от 03.10.2014 по делу N 7-345/2014 решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10.06.2016 по делу N 7/2-306/2016 |
Невыполнение условия о привлечении внебюджетных источников софинансирования | постановление Октябрьского районного суда г. Кирова от 07.08.2015 по делу N 5-227/2015 |
4. Получателем средств бюджета, получающего МБТ | |
Недостижение показателей результативности использования субсидий*(2) | решение Волгоградского областного суда от 31.08.2016 по делу N 07-431/2016 |
Недостижение целей предоставления МБТ (невыполнение обязательств, предусмотренных соглашением) | решение Волгоградского областного суда от 17.05.2016 по делу N 07п-228/2016 постановление судебного участка N 224 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 10.02.2016 по делу N 5-74/2016 решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 25.12.2015 по делу N 12-П-49/2015 |
Осуществление расходов, не соответствующих целям предоставления МБТ | постановление судебного участка N 48 Волгоградской области от 05.05.2016 по делу N 5-248/2016 |
Оплата фактически невыполненных работ | постановление Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.03.2016 по делу N 5-109/2016 |
______________________________
*(1) В качестве нарушения порядка софинансирования расходных обязательств из бюджета субъекта РФ могут рассматриваться:
- отсутствие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на софинансирование расходов, являющихся одним из условий предоставления средств из федерального бюджета;
- при наличии в бюджете субъекта РФ запланированных бюджетных ассигнований доведение средств в меньшем объеме (фактическое недофинансирование), что не позволяет соблюдать пропорциональность долей софинансирования, предусмотренную условиями предоставления МБТ.
*(2) Отсутствие в постановлении о назначении административного наказания действия (бездействия), послужившего основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ, является основанием для прекращения производства по делу. Факт недостижения показателей результативности далеко не всегда свидетельствует именно о нарушении условий предоставления МБТ (решение Курганского областного суда от 11.11.2015 по делу N 21-343/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.