Нарушения при ведении бюджетных смет (ст. 15.15.7 КоАП РФ)
Субъекты административной ответственности
Один из составов административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ, - нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.
Требование о составлении и ведении бюджетной сметы распространяется не только на казенные учреждения, но и на органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, являющиеся получателями бюджетных средств (ст. 162, п. 1 ст. 221 БК РФ, п. 1 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, далее - Общие требования).
Соответственно, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ, являются должностные лица получателя бюджетных средств, включая обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета (п. 1 Общих требований).
Нормы ст. 15.15.7 КоАП РФ прямо не указывают на то, что к административной ответственности за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет может быть привлечен именно главный бухгалтер (лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета).
По общему правилу суд устанавливает лицо, ответственное за соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, исходя из положений должностных инструкций - именно это является основным аргументом для признания того или иного должностного лица субъектом ответственности в конкретном случае, в том числе в спорных ситуациях (см., например, решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N 12-4/2017, постановление мирового судьи судебного участка N 319 Красногорского судебного района Московской области от 17.02.2016 по делу N 5-2/2017).
Из анализа судебной практики следует, что к административной ответственности за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы может быть привлечен как руководитель получателя бюджетных средств, так и главный бухгалтер (лицо, на которое возложены полномочия по ведению бюджетного учета).
Зачастую основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ именно руководителя является наличие полномочий единоличного исполнительного органа казенного учреждения (решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 13.12.2016 по делу N 12-159/2016, решение Вологодского областного суда от 07.04.2016 по делу N 7-285/2016). В отдельных случаях суды, освобождая руководителя получателя бюджетных средств от ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ ввиду недоказанности его вины, указывают, что установление виновности в правонарушении заключается в установлении конкретных противоправных действий (бездействия) лица, непосредственно их совершившего в объективной действительности и образующих причинную связь с выявленными нарушениями. Одним из аргументов для освобождения руководителя от административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ может служить закрепление обязанности по составлению и ведению бюджетной сметы за главным бухгалтером (см. решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N 12-2/2017).
Однако сама по себе передача полномочий по ведению бюджетного учета является основанием исключения вины руководителя, так как не освобождает руководителя от обязанности соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы (см., в частности, постановление мирового судьи судебного участка N 23 Лузского судебного района Кировской области от 11.04.2016 по делу N 5-298/2016). Так, например, за нарушение порядка ведения бюджетной сметы, выразившееся в несвоевременном внесении изменений в показатели бюджетной сметы при доведении дополнительных лимитов бюджетных обязательств, субъектом административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ может быть признан как руководитель (см. постановления мирового судьи судебного участка N 12 Таганрогского судебного района Ростовской области от 14.02.2017 по делу N 5-78/2017, мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 01.02.2017 по делу N 5-24/2017), так и главный бухгалтер получателя бюджетных средств (см. постановления мирового судьи судебного участка N 59 Нанайского района Хабаровского края от 08.02.2016 по делу N 5-88/2016, мирового судьи судебного участка N 43 г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 11.07.2016 по делу N 5-958/2016).
Кроме того, помимо должностных лиц получателя бюджетных средств в качестве субъекта административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ могут рассматриваться должностные лица ГРБС, допустившие нарушение при утверждении бюджетных смет подведомственным казенным учреждениями, а также при согласовании внесения в бюджетные сметы изменений (см., в частности, решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-89/2016).
Прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности за правонарушение, которое было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (см, например, постановления мирового судьи судебного участка N 36 Сокольского района Вологодской области от 22.02.2017 по делу N 5-67/2017, от 30.01.2017 по делу N 5-66/2017).
Критерии квалификации нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы
В соответствии с п. 1 ст. 221 БК РФ порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для подведомственных получателей бюджетных средств устанавливает ГРБС в соответствии с Общими требованиями.
При этом отдельные требования к бюджетной смете установлены непосредственно положениями ст. 221 БК РФ, а именно:
- смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия ГРБС, утверждается руководителем этого органа (абзац второй п. 1 ст. 221 БК РФ);
- утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 БК РФ).
Соответственно, в качестве нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы могут быть квалифицированы действия (бездействия) должностных лиц, выразившиеся в несоблюдении:
- положений ст. 221 БК РФ;
- Общих требований;
- порядка, установленного главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с п. 1 ст. 221 БК РФ.
Действие (бездействие), образующее состав нарушения | Акты судебных инстанций |
Несоблюдение требований, установленных ст. 221 БК РФ | |
Отсутствие у получателя бюджетных средств бюджетной сметы | постановление Кемского городского суда Республики Карелия от 26.12.2016 по делу N 5-120/2016 постановления мирового судьи судебного участка N 36 Сокольского района Вологодской области от 30.01.2017 по делу N 5-66/2017, от 22.02.2017 по делу N 5-67/2017 |
Отсутствие у ГРБС порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы | постановления мирового судьи судебного участка N 319 Красногорского судебного района Московской области от 20.12.2016 по делу N 5-654/2016, от 17.02.2016 по делу N 5-2/2017 |
Несоответствие показателей бюджетной сметы доведенным ЛБО | решения Аскизского районного суда Республики Хакасия от 19.01.2017 по делу N 12-4/2017, от 19.01.2017 по делу N 12-2/2017 постановление мирового судьи судебного участка N 1 Апатитского судебного района Мурманской области от 16.03.2017 по делу N 5-140/2017 постановление мирового судьи судебного участка N 23 Лузского судебного района Кировской области от 11.04.2016 по делу N 5-298/2016 постановление мирового судьи судебного участка N 55 Комсомольского района Хабаровского края от 01.02.2017 по делу N 5-49/2017 |
Несоблюдение положений Общих требований | |
Утверждение бюджетной сметы при отсутствии обоснований (расчетов) плановых сметных показателей | решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-89/2016 |
Нарушение сроков утверждения бюджетной сметы и (или) сроков утверждения изменений показателей бюджетной сметы | решение Краснодарского краевого суда от 29.06.2016 по делу N 12-2367/2016 решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 30.03.2016 по делу N 12-181/2016 решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-89/2016 постановление мирового судьи судебного участка N 12 Таганрогского судебного района Ростовской области от 14.02.2017 по делу N 5-78/2017 постановления мирового судьи судебного участка N 154 Одинцовского судебного района Московской области от 22.02.2017 по делу N 5-68/2017, от 22.02.2017 по делу N 5-69/2017 постановление мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 01.02.2017 по делу N 5-24/2017 постановление мирового судьи судебного участка N 59 Нанайского района Хабаровского края от 08.02.2016 по делу N 5-88/2016 постановление мирового судьи судебного участка N 53 Вяземского района Хабаровского края от 27.12.2016 по делу N 5-1049/2016 постановление мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района Московской области от 09.03.2017 по делу N 5-60/2017 |
Несоблюдение требований порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, определенного ГРБС | |
Ведение сметы по неустановленной форме | постановление мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района Московской области от 09.03.2017 по делу N 5-60/2017 постановление мирового судьи судебного участка N 43 г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 11.07.2016 по делу N 5-958/2016 |
Включение в бюджетную смету неправомерных расходов | решение Вологодского областного суда от 24.11.2016 по делу N 7-936/2016 постановление мирового судьи судебного участка N 53 Вяземского района Хабаровского края от 20.02.2017 по делу N 5-22/2017 |
Единый подход при квалификации нескольких фактов нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы в качестве одного или нескольких самостоятельных административных правонарушений не выработан. На практике достаточно распространен подход, при котором выявленные контролирующим органом неоднократные нарушения рассматриваются в качестве одного административного правонарушения (см., например, постановления мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 01.02.2017 по делу N 5-24/2017, мирового судьи судебного участка N 23 Лузского судебного района Кировской области от 11.04.2016 по делу N 5-298/2016, мирового судьи судебного участка N 59 Нанайского района Хабаровского края от 08.02.2016 по делу N 5-88/2016). В тоже время, в отдельных случаях судебные инстанции соглашаются с должностными лицами контролирующих органов при квалификации ими в качестве отдельного административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ каждого из выявленных фактов нарушений порядка ведения бюджетной сметы (см, например, постановления мирового судьи судебного участка N 36 Сокольского района Вологодской области от 22.02.2017 по делу N 5-67/2017, от 30.01.2017 по делу N 5-66/2017, постановления мирового судьи судебного участка N 154 Одинцовского судебного района Московской области от 22.02.2017 по делу N 5-68/2017, от 22.02.2017 по делу N 5-69/2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.