Применяем Инструкцию 162н без ошибок. 7 практических советов
Бюджетный учет в казенном учреждении осуществляется в соответствии с общими правилами и принципами, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
Вместе с тем далеко не все вопросы бюджетного учета законодательно урегулированы. При этом в ряде случаев Инструкция N 157н содержит прямые указания на то, что порядок бюджетного учета по тому или иному вопросу должен быть разработан учреждением самостоятельно, то есть выбран тот способ (метод) учета, который наиболее отвечает целям и задачам учреждения.
Кроме того, на практике возникают и спорные ситуации при применении тех или иных норм Инструкций, так как содержат неоднозначные трактовки, вследствие чего понимаются по-разному проверяющими и учреждением. Такие моменты важно определить и конкретный порядок применения тех или иных спорных хозяйственных ситуаций закрепить в составе учетной политики казенного учреждения.
Рассмотрим 7 основных вопросов, на которые стоит обратить внимание при формировании своей учетной политики для избежания ошибок в учете и разногласий с контролирующими органами.
Совет 1. В целях группировки основных средств урегулируйте учетной политикой порядок применения старого и нового ОКОФ
Согласно абзацу четвертому пункта 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно группировке в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ ОК 013-94).
Однако с 01.01.2017 был введен новый ОКОФ, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2018-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора ОК 013-2014 (СНС)" (далее - ОКОФ ОК 013-2014).
При этом, начиная с 2017 года, учет объектов основных средств казенными учреждениями осуществляется с учетом следующих особенностей:
- объекты основных средств, принятые к бюджетному учету в составе основных средств до 01.01.2017, подлежат отражению в учете согласно Инструкции N 157н с группировкой согласно ОКОФ ОК 013-94 и сроком полезного использования указанных объектов, установленного с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в редакции до 01.01.2017). То есть по принятым к бюджетному учету основным средствам до 01.01.2017 какие-либо исправительные записи не производятся, операции по переносу остатков основных средств на новые группировки, а также операции по пересчету амортизации не осуществляются;
- объекты основных средств, принимаемые к бюджетному учету с 01.01.2017, подлежат отражению в учете в соответствии с группировкой, предусмотренной в ОКОФ ОК 013-2014 и сроками полезного использования, определенными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 640). Старый ОКОФ ОК 013-94 может использоваться в целях группировки таких объектов только в том случае, если они не вошли в новый ОКОФ ОК 013-2014, а в соответствии с требованиями Инструкции 157н конкретный объект подлежит отражению в составе основных средств.
Подобные разъяснения были даны в письмах Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, от 30.12.2016 N 02-08-07/79584.
Таким образом, начиная с 01.01.2017 казенными учреждениями в целях группировки основных средств может применяться как старый ОКОФ, так и новый, в то же время четкого порядка применения двух ОКОФ Инструкция N 157н не содержит. Подобный порядок следует закрепить в учетной политике учреждения.
Совет 2. Определите в учетной политике порядок безналичного перечисления средств в подотчет
Пунктом 214 Инструкции N 157н допускается увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок предоставления Авансового отчета.
В то же время абзац третий пункта 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" содержит ограничение при выдаче наличных денежных средств в подотчет, а именно: "Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег".
Таким образом, воспользоваться своим правом, установленным Инструкцией N 157н, и перечислить дополнительные средства в подотчет казенное учреждение может только в том случае, если подотчетному лицу наличные денежные средства не выдавались, а производилось безналичное перечисление на карту сотрудника.
В целях избежания нарушений порядка ведения кассовых операций при выдаче наличных денежных средств из кассы учреждения в учетной политике целесообразно дополнительно закрепить подобное ограничение.
Совет 3. Определите периодичность корректировки расчетов на счете 1 204 33 000
В Инструкции N 162н содержатся проводки по корректировке расчетов размера участия в государственных (муниципальных) учреждениях при изменении балансовой стоимости особо ценного имущества бюджетных, автономных учреждений, отраженных на счете 1 204 33 000, но не установлена их периодичность. Учредителю следует самостоятельно определить периодичность, с которой будут производиться подобные корректировки (но не реже чем один раз в год, перед составлением годовой отчетности), и закрепить данное требование в учетной политике (п. 74 Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
Не забудьте, что в состав показателей счета 1 204 33 000 входит также и балансовая стоимость любого недвижимого имущества бюджетных (автономных) учреждений, в том числе земельных участков, находящихся у них на праве постоянного бессрочного пользования.
Данные, отраженные у бюджетного (автономного) учреждения на счете 0 210 06 000, должны быть сопоставимы с данными, отраженными в учете учредителя на счете 1 204 33 000.
Совет 4. Разграничьте способы начисления задолженности по счету 0 209 30 000 в зависимости от оснований ее возникновения
Абзацем тринадцатым пункта 86 Инструкции N 162н предусмотрена прямая проводка перевода задолженности в сумме требований по компенсации затрат казенных учреждений к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по предварительно произведенным оплатам в рамках контрактов (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству Российской Федерации, не возвращенным контрагентом в случае расторжения контракта (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда), с соответствующих аналитических счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000 на счет 0 209 30 000.
В то же время пунктом 86 Инструкции N 162н предусмотрена и возможность начисления задолженности по счету 0 209 30 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 130, в частности:
- сумм ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска, иных переплат, в том числе государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- сумм ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний.
Во избежании ошибок при применении указанных норм Инструкции N 162н в учетной политике следует закрепить порядок отражения задолженности на счете 0 209 30 000.
Например, в случае возникновения переплаты заработной платы учетной политикой может быть четко определено, что переносу на счет 0 209 30 000 подлежат только те суммы, которые в соответствии нормами действующего законодательства учреждение вправе удерживать. В случае оспаривания работником оснований и (или) суммы задолженности по излишне выплаченным ему суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), переплата отражается по дебету 0 209 30 560 и кредиту 0 401 10 130.
Кроме того, учетной политикой целесообразно определить порядок и дату признания дебиторской задолженности на счете 0 209 30 000 при ее переносе со счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000 в связи с:
- расторжением контракта;
- увольнением сотрудника, за которым числится подотчетная сумма;
- увольнением сотрудника, за которым числятся переплаты зарплаты и иных выплат, учтенные ранее по дебету счета 0 206 11 000.
Способ отражения переплаты, образовавшейся по заработной плате уволенному сотруднику на счете 0 302 11 000, также следует определить в учетной политике учреждения. Так, если сотрудник уволился, а переплата по каким-либо причинам не была удержана, то в таком случае перенос образовавшейся задолженности возможен двумя способами:
- перевод задолженности отражается прямой проводкой по дебету 0 302 11 000 и кредиту счета 0 209 30 000;
- сначала задолженность переводится со счета 0 302 11 000 на счет 0 206 11 000, а затем уже со счета 0 206 11 000 на счет 0 209 30 000.
Приоритетным в данном случае является первый способ, при котором задолженность сразу переводится на счет 0 209 30 000, без ее отражения на счете 0 206 11 000.
Совет 5. Конкретизируйте основания применения счетов 0 401 10 172 или 0 401 10 173 при списании дебиторской задолженности со счета 0 209 00 000
Пунктом 86 Инструкции N 162н предусмотрено, что суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". В свою очередь, суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству Российской Федерации предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Вместе с тем возможна, например, ситуация приостановки дела в связи с неустановлением виновного лица и иные подобные случаи, при которых возникает неопределенность в применении кода КОСГУ 172 или 173. Подобную детализацию оснований применения аналитических счетов 0 401 10 172 или 0 401 10 173 необходимо закрепить в составе учетной политики.
Кроме того, учитывая, что на счете 0 209 30 000 начисляется задолженность не только в части доходов, но и в части расходов (невозвращенные авансы подотчетных лиц, сумма предоплаты по контрактам и т.п.), учетной политикой целесообразно предусмотреть и возможность списания задолженности со счета 0 209 30 000 в корреспонденции со счетом 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" с одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Совет 6. Урегулируйте порядок заполнения таблиц на лицевой стороне Авансового отчета (ф. 0504505)
Приказом N 52н установлены форма Авансового отчета (ф. 0504505) и порядок заполнения. Вместе с тем порядок заполнения таблицы "Бухгалтерская запись" на лицевой стороне Авансового отчета, не содержится в Приказе N 52н. Соответственно такой порядок должен быть урегулирован учетной политикой учреждения.
Кроме того, в составе учетной политики необходимо определить и способ заполнения таблицы "Сведения о внесения остатка, выдаче перерасхода", в том числе лиц, ответственных за внесение информации, сроки и т.д.
Совет 7. Имущество передано в личное пользование? Порядок учета определите в учетной политике
Инструкцией 157н предусмотрен учет материальных ценностей, выданных в личное пользование работникам (сотрудникам) на забалансовом счете 27.
При этом четкий порядок учета основных средств, переданных в личное пользование, необходимо закрепить в учетной политике казенного учреждения. Так, следует уточнить, в каких случаях объекты основных средств, переданные в личное пользование, подлежат учету одновременно на балансом и на забалансовом счетах, а в каких их следует списать с балансового счета при передаче в личное пользование и учесть только на забалансовом счете 27.
Кроме того, необходимо определить и порядок учета при возврате имущества из личного пользования в том случае, если ранее оно было списано с балансового счета. Например, поступление на склад имущества, выбывшего из личного пользования сотрудников, может быть отражено в учете с использованием счета 0 401 10 180 "Прочие доходы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.