Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Обесценение активов (для бюджетной сферы)

Федеральный стандарт "Обесценение активов". Применение с 1 января 2018 года (для госсектора)

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора "Обесценение активов" (далее - Стандарт), утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н, применяется при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета с 1 января 2018 года и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчетности 2018 года. Нет запрета на более раннее применение его положений по решению субъекта учета при условии раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цель применения Стандарта - обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В отношении каких активов применяется Стандарт?

Исходя из п. 3 приказа Минфина России от 31.12.2016 N 259н, Стандарт распространяется на основные средства и нематериальные активы.

Его положения, как и нормы других федеральных стандартов бухучета, используются во взаимосвязи со стандартом "Концептуальные основы...".


Что означает "обесценение" и его признаки


Под обесценением понимается снижение стоимости актива, превышающее нормальное ее уменьшение в процессе использования этого актива, связанное со снижением его ценности.

На обесценение актива указывают следующие признаки (п.п. 7, 8 Стандарта):


Признаки обесценения

Примеры

Внешние, имеющие объективный характер:

- существенные долгосрочные изменения в законодательстве РФ, внешней и внутренней политике, экономике, технологиях, которые произошли в течение отчетного года или произойдут в ближайшем будущем и которые неблагоприятно влияют (окажут влияние) на деятельность субъекта учета;

- значительное снижение справедливой стоимости актива за отчетный год по сравнению с нормальным физическим и (или) моральным износом;

- отсутствие либо значительное снижение потребности в продукции, работах, услугах, обеспечиваемых активом.

Изменения в законодательстве, политике, экономике, технологиях.

Примеры:

1. Принятие Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ ввело новые требования к контрольно-кассовой технике. Соответственно, применяемая ранее контрольно-кассовая техника требует модернизации или замены. Ценность этого актива снизилась.

2. В связи с введением санкций невозможно или существенно затруднено закупить запасные части (расходные материалы и т. п.) для дорогостоящего импортного оборудования. Следовательно, могут возрасти расходы на закупку материалов для этого оборудования, или оно не будет использоваться. Актив обесценивается.

Внутренние, обусловленные изменениями в структуре учреждения:

- моральное устаревание и (или) физическое повреждение актива, снижающие его полезный потенциал;

- существенные долгосрочные изменения в степени и (или) способе использования актива, которые произошли в отчетном периоде или ожидаются в ближайшем будущем и которые неблагоприятно повлияют на деятельность субъекта учета;

- принятие решения о приостановлении создания объекта имущества на неопределенный срок;

- значительное ухудшение финансовых результатов использования актива, либо появление данных, указывающих, что финансовые результаты использования актива ухудшатся по сравнению с ожиданиями.

- резкое увеличение расходов на эксплуатацию или обслуживание актива по сравнению с тем, что было первоначально запланировано.

Реорганизация; изменение видов деятельности, влекущие простой или консервацию актива.


Принятие решения о выбытии актива ранее ожидаемого срока владения и (или) использования такого актива.


Сокращение объема производства, обеспечиваемого активом.


Новые понятия: Актив ГДП, Актив нГДП, Единица ГДП


В Стандарте активы классифицируются в зависимости от их использования в деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания или же в приносящей доход деятельности:


Активы, генерирующие денежные потоки (Активы ГДП), - активы, целью владения которыми является получение экономических выгод (доходов) в форме денежных средств или их эквивалентов (далее - денежные потоки), независимо от факта получения такого дохода.

Примеры Активов ГПД:

- активы, предназначенные для сдачи в аренду;

- активы, приобретенные (созданные) в рамках приносящей доход деятельности и используемые исключительно для получения дохода (автомобиль, используемый исключительно для оказания платных услуг; помещения, оборудование для платной деятельности и т. п.)

Активы, не генерирующие денежные потоки (Активы нГДП), - активы, от которых ожидаются поступления полезного потенциала и целью владения которыми не является получение денежных потоков.

К активам нГДП относятся, прежде всего, активы, используемые в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), оказания услуг или для управленческих нужд.


Реклассификация активов из категории Активов ГДП в категорию Активов нГДП и наоборот происходит только в случае изменения цели владения (использования) актива (п. 30 Стандарта).


В Стандарте также дано определение Единицы, генерирующей денежные потоки (далее - Единица ГДП). Единица ГДП - это наименьшая идентифицируемая группа активов, пригодная для получения доходов (денежных потоков), которые в значительной степени независимы или могут быть обособлены от притоков денежных средств от других активов (групп активов).

Единица ГДП может объединять Активы ГДП и Активы нГДП.


Выявление признаков обесценения. Признание убытка от обесценения


Выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 6 Стандарта):

- индивидуально для каждого Актива нГДП;

- индивидуально для каждого Актива ГДП;

- для каждой отдельной Единицы ГДП.


При выявления любого из признаков обесценения актива (п.п. 7-9 Стандарта), которые ранее не являлись основанием для признания обесценения актива, комиссия по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива.

Справедливая стоимость актива может быть определена одним из двух методов:

- методом рыночных цен;

- методом амортизированной стоимости замещения.

Надо использовать тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива.

Примечание

Справедливая стоимость - оценка, соответствующая цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

При определении справедливой стоимости актива по методу амортизированной стоимости замещения последняя определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива, в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

(п.п. 52, 55, 56 стандарта "Концептуальные основы...")

Одновременно с принятием решения об определении справедливой стоимости актива Комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока его полезного использования (п. 13 Стандарта).


В случае, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива, в бухгалтерском учете надо будет признавать убыток от обесценения актива.

Внимание

Решение о признании убытка от обесценения актива принимается уполномоченными лицами организации госсектора в порядке, аналогичном для списания государственного или муниципального имущества.

Убыток от обесценения актива признается как уменьшение остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату до его справедливой стоимости за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату.



Убыток от обесценения актива признается единовременно в составе расходов отчетного периода. Сумма ранее начисленной амортизации актива не корректируется (п. 15 Стандарта).

После признания убытка от обесценения актива корректируется норма амортизационных отчислений исходя из оставшегося срока его полезного использования, также скорректированного.

Примечание

Согласно п.п. 25, 43 федерального стандарта "Основные средства" убыток от обесценения отражается в бухгалтерском учете обособлено (по аналогии с амортизацией).

Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива Комиссией было принято решение об учете этого актива на забалансовых счетах, в дальнейшем проведение теста на его обесценение не осуществляется (п. 14 Стандарта).


Убыток от обесценения Единицы ГДП признается только в том случае, если ее справедливая стоимость ниже остаточной. В отношении Активов нГДП, входящих в состав Единицы ГДП, признание убытка от обесценения Единицы ГДП не производится. Убыток от обесценения Единицы ГДП признается путем распределения суммы убытка от обесценения Единицы ГДП пропорционально остаточной стоимости всех входящих в Единицы ГДП Активов ГДП (п.п. 17.1 - 17.7 Стандарта).


Выявление признаков снижения убытка от обесценения актива


Кроме теста на обесценения перед составлением годовой отчетности, необходимо выявить признаки уменьшения или отсутствия ранее признанного убытка от обесценения.

По сути, признаки снижения убытка от обесценения актива - это благоприятные события, обратные признакам обесценения (п.п. 19-21 Стандарта).

При наличии признаков снижения или отсутствия убытка от обесценения актива Комиссия принимает решение об определении его справедливой стоимости. Кроме того, восстановление убытка от обесценения актива, признанного в предыдущие периоды, производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 Стандарта).

Внимание

При восстановлении убытка от обесценения остаточная стоимость актива, увеличенная до справедливой, не может превышать его балансовую стоимость, по которой учитывался бы актив в случае отсутствия обесценения.

Восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года. Соответственно корректируется норма амортизации, чтобы измененная остаточная стоимость актива списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования (п.п. 25, 26 Стандарта).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт