Какие операции можно учитывать только по коду финобеспечения 2 "Приносящая доход деятельность"?
Смотрите в этом материале:
Приносящая доход деятельность бюджетного (автономного) учреждения
Расходы, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности
Приносящая доход деятельность бюджетного (автономного) учреждения
Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности, а также иную деятельность), но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ; ч. 6, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н все доходы учреждения, поступающие в рамках приносящей доход деятельности как в денежной, так и в натуральной формах, должны отражаться в учете с применением кода финансового обеспечения (деятельности) 2. При этом речь идет как о доходах от реализации товаров (работ, услуг) за плату, так и о внереализационных доходах. Например:
Содержание операции | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Начисление доходов за реализованную готовую продукцию (товары), выполненные работы, оказанные услуги | 2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 2 205 31 000 | 2 401 10 130 |
Принятие к учету объектов имущества, полученных в виде дара, пожертвования | 2 100 00 300 | 2 401 10 180 | 2 100 00 000 | 2 401 10 180 |
Признание доходов по КФО 2
Порой бывает достаточно сложно провести границу между приносящей доход деятельностью и деятельностью с различными видами целевых средств (в т.ч. бюджетных субсидий, средств ОМС).
Путь к решению проблемы - применение нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету во взаимосвязи с нормами гражданского и бюджетного законодательства.
Так, согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные, автономные учреждения вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий по целевому назначению и в соответствии с требованиями действующего законодательства (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных (автономных) учреждений. При этом речь идет о доходах, поступающих как в денежной, так и в натуральной формах.
Данное правило в полной мере применимо и к деятельности с иными целевыми средствами (например, со средствами ОМС), если иное не будет предусмотрено стороной, предоставляющей целевые средства.
Возможность самостоятельного распоряжения полученным имуществом (в т.ч. денежными средствами) является основанием для учета "доходной" операции в рамках КФО 2. Исключение из данного правила предусмотрено для операций по получению на праве оперативного управления имущества от собственника - поступление такого имущества должно отражаться по КФО 4 (см., в частности, абз. 9 п. 9, абз 8 п. 34 Инструкции N 174н; абз. 10 п. 9, абз. 8 п. 34 Инструкции N 183н).
На практике приведенные выше правила "работают" следующим образом:
Содержание операции | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Начислен доход в виде предъявленной неустойки (пени, штрафа) по условиям гражданско-правового договора, оплата которого осуществляется в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7"*(1) | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 2 209 40 000 | 2 401 10 140 |
Начислен доход в сумме, изъятой учреждением в установленном порядке. Ранее сумма поступила в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) в рамках вида деятельности "3" | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 2 209 40 000 | 2 401 10 140 |
На основании судебного решения начислен доход в виде суммы компенсации материального ущерба по контракту, заключенному учреждением от собственного имени в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7"*(2) | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 2 209 40 000 | 2 401 10 140 |
Учтена сумма выявленной недостачи (хищения, потерь) нефинансовых активов, учитываемых в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7" | 2 209 70 560 | 2 401 10 172 | 2 209 70 000 | 2 401 10 172 |
Учтены материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, учитывавшихся в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7" | 2 105 00 340 | 2 401 10 180 | 2 105 00 000 | 2 401 10 180 |
Начислены доходы от реализации нефинансовых активов, учитывавшихся в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7" | 2 200 00 560 | 2 401 10 172 | 2 200 00 000 | 2 401 10 172 |
Приведенные выше рекомендации по организации бухгалтерского учета согласуются с содержанием многочисленных разъяснений специалистов уполномоченных органов.
Так, например, при составлении Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) поступление доходов должно отражаться:
- по КФО 4 - только по коду аналитики 130;
- по КФО 5 - только по коду аналитики 180 (п. 2.1 письма Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335).
Данный факт подтверждается дополнительно требованием об увязке показателей, отражаемых в учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений в части доходов в виде соответствующих субсидий, отчетности учредителя в части расходов на их предоставление (см., в частности, письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164).
Что касается средств ОМС (КФО 7), то здесь нет требований о строгом соответствии доходов, отражаемых в Отчете (ф. 0503737), расходам территориального фонда обязательного медицинского страхования на предоставление данных средств. Территориальные фонды, предоставляющие средства обязательного медицинского страхования, не являются органами, осуществляющими в отношении бюджетных (автономных) учреждений функции и полномочия учредителей. При этом средства по КФО 7 учреждения получают не от фонда, а от страховой медицинской организации (ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). В то же время наличие по КФО 7 доходов, отличных от поступлений средств ОМС, должно быть обоснованным и требует соответствующих пояснений.
Пример 1. Доходы от реализации имущества бюджетного (автономного) учреждения
Бюджетное (автономное) учреждение реализует компьютер, учтенный на счете 4 101 34 000. Первоначальная стоимость компьютера - 30 000,00 руб., амортизация по объекту начислена полностью. Реализация имущества не относится к одному из видов деятельности учреждения. Стоимость реализации - 20 000,00 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 104 34 410 | 4 101 34 410 | 4 104 34 000 | 4 101 34 000 | 30 000,00 | Отражено списание основного средства в связи с его реализацией |
2 209 83 560 | 2 401 10 172 | 2 209 83 000 | 2 401 10 172 | 20 000,00 | Отражена выручка от реализации компьютера |
2 201 11 510 Увеличение 17 | 2 209 83 660 | 2 201 11 000 Увеличение 17 | 2 209 83 000 | 20 000,00 | На лицевом счете отражено поступление средств за реализованный компьютер |
Пример 2. Удержание бюджетным (автономным) учреждением неустойки из средств полученного обеспечения контракта
На лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения в качестве обеспечения исполнения контракта на оказание услуг поступили денежные средства в размере 150 000 рублей. Контрактом предусмотрено, что возврат указанных средств контрагенту должен быть осуществлен после выполнения предусмотренного объема услуг. При этом за несоблюдение контрагентом сроков по условиям контракта удерживается неустойки из средств полученного обеспечения.
За нарушение сроков оказания услуг из суммы обеспечения удержана неустойка в размере 7 000,00 руб.
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
3 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 3 304 01 730 | 3 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 3 304 01 000 | 150 000,00 | Средства, являющиеся обеспечением исполнения контракта, зачислены на лицевой счет учреждения |
2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 2 209 40 000 | 2 401 10 140 | 7 000,00 | Контрагенту предъявлена неустойка согласно условиям контракта |
3 304 01 830 | 3 304 06 730 | 3 304 01 000 | 3 304 06 000 | 7 000,00 | Отражено уменьшение суммы задолженности по обеспечению, подлежащему возврату, на сумму удержанной неустойки |
3 304 06 830 Увеличение (610 КОСГУ) | 3 201 11 610 Увеличение (610 КОСГУ) | 3 304 06 000 Увеличение (610 КОСГУ) | 3 201 11 000 Увеличение (610 КОСГУ) | 7 000,00 | Уменьшен остаток средств во временном распоряжении на лицевом счете учреждения*(3) |
2 304 06 830 | 2 209 40 660 | 2 304 06 000 | 2 209 40 000 | 7 000,00 | Отражено погашение задолженности по предъявленной неустойке за счет средств, являющихся обеспечением исполнения контракта |
2 201 11 510 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 304 06 730 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 7 000,00 | Увеличен остаток собственных средств на лицевом счете учреждения на сумму неустойки, удержанной из средств, являющихся обеспечением контракта*(3) |
Расходы, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Соответственно, за счет средств от приносящей доход деятельности могут быть осуществлены любые расходы бюджетного (автономного) учреждения при соблюдении следующих условий:
- расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
- расходы предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности.
То есть, для осуществления расходов за счет КФО 2 не обязательна их направленность на достижение целей приносящей доход деятельности. Средства по КФО 2 могут быть направлены, в частности, на выполнение государственного (муниципального) задания, к примеру, при недостаточности средств соответствующей субсидии. Единственное, при таком использовании расходы, осуществленные за счет средств по КФО 2 нельзя будет учесть при формировании базы по налогу на прибыль в силу положений п. 1 ст. 252 НК РФ.
В хозяйственной жизни бюджетных (автономных) учреждений могут возникнуть "непроизводительные" расходы, к примеру:
- административные штрафы (по КоАП РФ);
- пени и штрафы по налогам и взносам (по НК РФ);
- компенсация за задержку зарплаты (ст. 236 ТК РФ);
- возмещение вреда (морального, материального);
- проценты за пользование чужими средствами (взысканные через суд);
- неустойки по договорам (контрактам) и т.д.
Законодательство не содержит прямого запрета на осуществление указанных расходов за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. В то же время доказать направленность осуществления "непроизводительных" расходов на выполнение задания учредителя проблематично. Соответственно, осуществление таких расходов за счет средств субсидии может стать предметом споров с органами финансового контроля. Наиболее "безопасным" с этой точки зрения является осуществление "непроизводительных" расходов за счет прибыли, остающейся в результате осуществления бюджетным (автономным) учреждением приносящей доход деятельности.
______________________________
*(1) См. также письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788.
*(2) См. письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23800.
*(3) Корреспонденция счетов применяется для корректировки остатка средств в разрезе источников финобеспечения при осуществлении некассовых операций (без движения средств на лицевом (банковском) счете) по источникам финобеспечения, операции со средствами которых отражаются на одном лицевом (банковском) счете. Порядок ведения учета и формирования отчетности для подобных ситуаций, в частности, выбор кодов аналитики к забалансовым счетам детально не урегулирован, поэтому данный порядок необходимо согласовать с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, и (или) финансовым органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.