Учет замены запчастей в стоимости основного средства (для госсектора)
Смотрите в этом материале:
Что написать в учетной политике
Как определить стоимость выбывающей запчасти
При эксплуатации основного средства учреждение может проводить замену отдельных его частей. Такая замена возможна, в частности, при проведении текущего или капитального ремонта. Причем согласно п. 19 стандарта "Основные средства" замещение объекта или его составной части является одним из оснований для изменения балансовой стоимости основного средства.
Согласно п. 27 стандарта "Основные средства" при замене отдельных составных частей основного средства затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости основного средства на стоимость выбывающих частей. Одно из оснований для отражения подобных операций - проведение капремонта.
Что урегулировать в учетной политике
Напишите в учетной политике, в отношении каких групп основных средств, отдельных видов объектов вы будет применять положения п. 27 стандарта "Основные средства" (см. образец). Можно использовать и стоимостные критерии. Например, установить в учетной политике, что положения п. 27 стандарта "Основные средства" применяются только к основным средствам стоимостью более 100 000 рублей. Тем самым будут снижены трудозатраты по ведению учета и внесению изменений в реестр имущества публично-правового образования.
Еще один важный момент. Нет никакой необходимости в изменении стоимости объекта при замене частей несущественной стоимости в ходе текущего обслуживания имущества. Например, затраты по замене лампочек, гаек и свечей в автомобиле можно просто списать в дебет счета 109 00 или 401 20. Так что в учетной политике можно написать, что п. 27 стандарта "Основные средства" учреждение будет применять только при замене запчастей, имеющих существенную стоимость. Причем оценивать существенность может главный бухгалтер, руководствуясь своим профессиональным суждением. Границу существенности лучше установить достаточно большую. Это позволит снизить трудозатраты по ведению учета.
В учетной политике также надо установить:
- какими документами оформлять замену частей основного средства (см. подробнее);
- как начислять амортизацию поле замены части объекта (см. подробнее).
Как определить стоимость выбывающей запчасти
Стоимость выбывающей запчасти придется определять два раза: сначала - для уменьшения стоимости основного средства, затем - для постановки на учет в составе материальных запасов.
Минфин рекомендует уменьшать стоимость основного средства на стоимость выбывающих частей при наличии документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту (раздел 6 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Какие именно документы должны быть оформлены для подтверждения стоимости выбывающей запчасти? Однозначного ответа на этот вопрос нет ни в стандарте "Основные средства", ни в Методических рекомендациях. Поэтому согласно учетной политике учреждения остаточная стоимость выбывающей части может быть подтверждена решением Комиссии по поступлению и выбытию активов. А комиссия может взять информацию из документов на приобретение объекта, в которых выделена стоимость его отдельных частей.
Если определить остаточную стоимость замененной части не получается, применяйте п. 50 стандарта "Основные средства". Согласно этой норме относимая на финрезультат текущего года остаточная стоимость выбывшей части объекта может быть признана эквивалентной затратам на ее замену, приобретение или строительство на момент признания таких затрат.
Пример. Расчет стоимости выбывающей части основного средства при документальном подтверждении стоимостных оценок
В учете учреждения числится компьютер. Его балансовая стоимость 120 000 рублей, амортизация - 72 000 рублей. Срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев), уже эксплуатировался - 3 года (36 месяцев).
Принято решение заменить устаревший монитор, учтенный в составе компьютера, на новый. Согласно учетной политике операция по замене монитора должна быть отражена в порядке, предусмотренном п. 27 стандарта "Основные средства".
Действия комиссии:
1. Установлено, что согласно Инвентарной карточке при приобретении компьютера стоимость системного блока составила 60 000 рублей, а стоимость монитора - 50 000 рублей.
2. Определена стоимость подлежащего замене монитора: балансовая - 50 000 рублей, амортизация - 30 000 рублей (50 000 / 60) х 36).
Выбывшие из состава основного средства пригодные к использованию части принимайте к учету по справедливой стоимости (раздел 6 Методических рекомендаций, п. 52 стандарта "Концептуальные основы").
Подробнее об определении справедливой стоимости читайте здесь.
Документальное оформление замены частей основного средства
Порядок документального оформления операций по замене частей основных средств опишите в учетной политике.
Так, решение о замене запчасти основного средства может быть принято руководителем учреждения на основании предложений Комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов или отдельных должностных лиц. Оформить эту операцию можно, например, заявкой на ремонт.
Для оформления операций по частичной ликвидации объекта и его последующему дооборудованию можно использовать форму документа, разработанную на основе Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). В этой форме желательно предусмотреть строки и графы для указания информации о выбывающих из состава основного средства частях и вновь установленных частях. Причем стоимость выбывающих частей желательно подтвердить решением Комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, оформленным в произвольной форме.
Отметку о частичной ликвидации и последующем дооборудовании основного средства проставьте в Инвентарной карточке (ф. 0504031).
Согласно разделу 6 Методических рекомендаций выбывшие из состава основного средства пригодные к использованию части можно поставить на учет на основании Приходного ордера (ф. 0504207).
Какими проводками отразить замену частей основного средства
Согласно п. 50 стандарта "Основные средства" при включении в балансовую стоимость объекта затрат на замену его части остаточная стоимость выбывшей части должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода. Причем это правило действует вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта отдельно или нет. Иными словами, при замене части основного средства надо сначала уменьшить его балансовую стоимость и начисленную амортизацию на сумму, приходящуюся на старую часть. А затем "добавить" в дебет счета 101 00 стоимость новой запчасти.
Есть еще п. 28 СГС "Основные средства", в соответствии с которым при ремонтах затраты на создание активов формируют объем капвложений с дальнейшим признанием в стоимости основных средств. То есть на основании Акта выполненных работ можно увеличить стоимость ремонтируемого объекта. Например, увеличить стоимость здания на стоимость лифта, установленного в ходе капремонта. Причем учтенную при предыдущем ремонте в стоимости основного средства сумму аналогичных затрат надо списать на расходы.
Таким образом, чтобы отразить в учете замену частей основного средства надо сделать проводки по частичной ликвидации объекта и его последующему дооборудованию. Инструкции по применению планов счетов предусматривают использование в этих проводках счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (абзац 14 п. 12 Инструкции N 174н; абзац 14 п. 12 Инструкции N 183н, абзац 15 п. 10 Инструкции N 162н).
Пригодные к использованию выбывающие из состава основного средства части, как правило, относятся к материальным запасам. Их поступление отражайте в учете по дебету счета 0 105 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172 (абзац 6 п. 23 Инструкции N 162н, абзац 11 п. 34 Инструкции N 174н, абз. 11 п. 34 Инструкции N 183н) с указанием того КФО, по которому учитывается основное средство. Если решение о дальнейшем использовании изъятых из основного средства частей не принято, отразите их на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (письмо Минфина России от 28.02.2018 N 02-06-10/12969).
Примеры
Замена части основного средства в казенном учреждении
В учете казенного учреждения числится компьютер. Его балансовая стоимость 120 000 рублей, амортизация - 72 000 рублей. Срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев), уже эксплуатировался - 3 года (36 месяцев).
Принято решение заменить устаревший монитор, учтенный в составе компьютера, на новый. Согласно учетной политике операция по замене монитора должна быть отражена в порядке, предусмотренном п. 27 стандарта "Основные средства". Стоимость подлежащего замене монитора: балансовая - 50 000 рублей, амортизация - 30 000 рублей (50 000 / 60) х 36). Стоимость нового монитора - 22 000 рублей. Справедливая стоимость старого монитора - 15 000 рублей.
В бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
КРБ 1 104 34 411 |
КРБ 1 101 34 410 |
30 000,00 |
Частичная ликвидация - уменьшаем на стоимость системного блока или монитора. Инвентарный номер остается прежним |
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 101 34 410 |
20 000,00 |
|
КРБ 1 105 36 340 |
КДБ 1 401 10 172 |
15 000,00 |
Пригодный для использования монитор учитываем в составе материальных запасов по справедливой стоимости |
КРБ 1 106 31 310 |
КРБ 1 105 36 440 |
22 000,00 |
Дооборудуем новым монитором |
КРБ 1 101 34 310 |
КРБ 1 106 31 310 |
22 000,00 |
Увеличена балансовая стоимость инвентарного объекта |
Замена части основного средства в бюджетном или автономном учреждении
В учете бюджетного (автономного) учреждения числится приобретенный за счет субсидии на выполнение задания компьютер, относящийся к особо ценному движимому имуществу. Его балансовая стоимость 120 000 рублей, амортизация - 72 000 рублей. Срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев), уже эксплуатировался - 3 года (36 месяцев).
Принято решение заменить устаревший монитор, учтенный в составе компьютера, на новый. Согласно учетной политике операция по замене монитора должна быть отражена в порядке, предусмотренном п. 27 стандарта "Основные средства". Стоимость подлежащего замене монитора: балансовая - 50 000 рублей, амортизация - 30 000 рублей (50 000 / 60) х 36). Стоимость нового монитора - 22 000 рублей. Справедливая стоимость старого монитора - 15 000 рублей.
В бухгалтерском учете бюджетного или автономного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
4 104 24 411 |
4 101 24 410 |
30 000,00 |
Частичная ликвидация - уменьшаем на стоимость системного блока или монитора. Инвентарный номер остается прежним |
4 401 10 172 |
4 101 24 410 |
20 000,00 |
|
4 105 36 340 |
4 401 10 172 |
15 000,00 |
Пригодный для использования монитор учитываем в составе материальных запасов по справедливой стоимости |
4 106 21 310 |
4 105 36 440 |
22 000,00 |
Дооборудуем новым монитором |
4 101 24 310 |
4 106 21 310 |
22 000,00 |
Увеличена балансовая стоимость инвентарного объекта |
Как начислять амортизацию после замены запчастей
Стандарт "Основные средства" не дает ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей основного средства. Урегулируйте этот вопрос в учетной политике. Например, можно действовать так:
Характеристики объекта до замены частей |
Как амортизировать |
Амортизация начислена не полностью |
При определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования |
Начислена амортизация 100% |
Доначислить амортизацию до 100% единовременно |
Начислена амортизация 100% и срок полезного использования, определенный по Постановлению N 1, не истек
Причем в результате замены частей балансовая стоимость превысила 100 000 |
При определении ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте стоимость новой части на протяжении оставшегося срока полезного использования |
Пример. Амортизация после замены части основного средства в случае, если объект амортизирован не полностью
Стоимость компьютера: балансовая - 120 000 рублей, амортизация - 72 000 рублей. Срок полезного использования 5 лет (60 месяцев), уже эксплуатировался - 3 года (36 месяцев).
Стоимость выбывающего монитора (10%): балансовая - 12 000 рублей, амортизация - 7 200 рублей.
Стоимость нового монитора - 20 000 рублей.
Расчет:
Остаточная стоимость после замены: 120 000 - 12 000 - 72 000 + 7 200 + 20 000 = 63 200
Оставшийся срок полезного использования: 5 - 3 = 2 года.
Годовая сумма амортизации: 63 200 : 2 года = 31 600
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений 31 600 : 12 месяцев = 2 633,33.
Новую сумму амортизации можно применять начиная с месяца замены монитора, установив такой порядок в учетной политике.
Стандартом "Основные средства" не предусмотрен пересмотр срока полезного использования при замене частей основного средства. В то же время нет и запрета на изменение срока использования объекта в связи с заменой его отдельных частей. Если комиссия учреждения изменит срок полезного использования объекта, при определении новой ежемесячной суммы амортизации можно равномерно распределить увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении увеличенного срока полезного использования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.