Учет расходов по уплате неустойки (для госсектора)
Согласно Порядку N 209н расходы государственных (муниципальных) учреждений по оплате штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг, а также уплате штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг отражаются в учете по подстатье 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ.
Если неустойки оплачиваются на основании решения суда или утвержденного в порядке ч. 1 ст. 141 АПК РФ мирового соглашения, то для их оплаты применяется КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда". В противном случае применяется КВР 853 "Уплата иных платежей".
Подобные расходы целесообразно списывать в дебет счета 0 401 20 293 - их отнесение в дебет счета 0 109 00 293 приведет к определенному искажению показателя себестоимости.
Оплату штрафов бюджетным (автономным) учреждениям желательно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности. В то же время следует понимать, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на оплату экономических санкций за счет средств бюджетных субсидий. Однако в ходе контрольных мероприятий подобные расходы могут быть квалифицированы как минимум в качестве неэффективных.
Начисление неустойки в случае, если учреждение не оспаривает ее, отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 401 20 293 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 93 000 (п.п. 101, 121 Инструкции N 162н, п.п. 127, 153 Инструкции N 174н, п.п. 152, 181 Инструкции N 183н).
В ситуации, если учреждение планирует оспаривать предъявленные к уплате штрафы и пени, признание обязательств перед контрагентом не осуществляется. Учреждение отражает формирование резервов предстоящих расходов в отношении таких сумм бухгалтерской записью по дебету счета 0 401 20 293 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 60 293 (п.п. 121, 124.1 Инструкции N 162н, п. 160.1 Инструкции N 174н, п. 189 Инструкции N 183н).
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Последующее принятие обязательств, на которые был ранее образован резерв, при признании претензионных требований по уплате штрафов, пеней, отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 401 60 293 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 93 000 (п. 124.2 Инструкции N 162н, п. 160.1 Инструкции N 174н, п. 189 Инструкции N 183н).
Перечисление неустойки казенным учреждением отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 302 93 83Х в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 293 (абз. 2 п. 111 Инструкции N 162н).
Перечисление неустойки с лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 302 93 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 201 11 000 (абз. 4 п. 73 Инструкции N 174н, абз. 4 п. 73 Инструкции N 183н).
Перечисление неустойки с банковского счета автономного учреждения отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 302 93 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 201 21 000 (абз. 4 п. 78 Инструкции N 183н).
Бухгалтерская отчетность
Формирование бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 33н, казенных учреждений - в соответствии с требованиями Инструкции N 191н.
Все показатели, отраженные в формах бухгалтерской отчетности, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета по учету операций с финансовыми активами.
Обороты по счету 0 302 93 000 получат отражения в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769), сформированных по кредиторской задолженности (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н).
Перечисление неустойки с лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения, расчетного счета автономного учреждения при формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отражается в разделе 2 "Расходы учреждения" (графы 5 и 6 соответственно), в строке 720 раздела 3 (п.п. 43, 44 Инструкции N 33н).
Перечисление неустойки с лицевого счета казенного учреждения отражается в графе 6 раздела 2 "Расходы учреждения", а также в строке 812 раздела 3 Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (п.п. 61, 62 Инструкции N 191н).
По состоянию на конец отчетного года не производится закрытие на финансовый результат прошлых отчетных периодов счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов". Соответственно в строке 520 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и в строке 520 "Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств..." (ф. 0503130) подлежит отражению остаток счета 0 401 60 000, если таковой имеется (п. 19 Инструкции N 33н, п. 18 Инструкции N 191н).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение*(1) |
Содержание хозяйственной операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
КРБ 1 401 20 293 |
КРБ 1 302 93 73Х |
0 401 20 293
|
Отражено начисление расходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней |
|
2 |
КРБ 1 401 20 293 |
КРБ 1 401 60 293 |
0 401 20 293 |
0 401 60 293 |
Формирование сумм резервов предстоящих расходов для оплаты неустоек, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) |
3 |
КРБ 1 401 60 293
|
КРБ 1 302 93 73Х
|
0 401 60 293 |
Принятие обязательств, на которые был ранее образован резерв, при признании претензионных требований по уплате штрафов, пеней |
|
4 |
КРБ 1 302 93 83Х
|
КРБ 1 304 05 293
|
Увеличение 18 |
Отражено перечисление неустойки с лицевого счета учреждения |
|
5 |
|
|
|
Увеличение 18 |
Отражено перечисление неустойки с банковского счета автономного учреждения |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом ФХД.
Пример 1. Уплата неустойки казенным учреждением
Казенному учреждению поставщик электроэнергии (ГУП) в текущем году за несвоевременную оплату выставил пени в размере 500 руб. Судебного разбирательства по данной ситуации не было и не планируется. Казенное учреждение перечисляет поставщику неустойку.
В бюджетном учете получателя бюджетных средств следует сделать записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
КРБ 1 401 20 293 |
КРБ 1 302 93 733 |
500, 00 |
Отражено начисление расходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней |
КРБ 1 302 93 833 |
КРБ 1 304 05 293 |
500, 00 |
Отражено перечисление неустойки с лицевого счета учреждения |
Пример 2. Уплата неустойки бюджетным (автономным) учреждением
В бюджетном (автономном) учреждении заключен договор на поставку электроэнергии с ГУПом, условиями которого предусмотрено выставление пеней за просрочку оплаты. В результате просрочки оплаты по договору учреждению выставили счет на оплату пеней в размере 1 000,00 руб. Бюджетное (автономное) учреждение добровольно перечисляет сумму неустойки с лицевого счета по КФО "2".
В данном случае в учете могут быть отражены следующие корреспонденции:
В бюджетном учреждении |
В автономном учреждении |
Сумма, |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
|
|
|
|
|
|
2 401 20 293 |
2 302 93 733 |
2 401 20 293 |
0 302 93 000 |
1 000 |
Отражено начисление расходов в сумме предъявленных к уплате пеней
|
2 302 93 833 |
2 201 11 610 Увеличение 18 |
2 302 93 000 |
2 201 11 000 Увеличение 18 |
1 000 |
Отражено перечисление неустойки с лицевого счета учреждения |
Пример 3. Уплата неустойки бюджетными (автономными) учреждениями на основании решения суда
В бюджетном (автономном) учреждении заключен договор на поставку электроэнергии с МУПом. В результате просрочки оплаты по договору учреждению выставили счет на оплату пеней в размере 1 000,00 руб. Бюджетное (автономное) учреждение отказалось оплачивать неустойку, контрагент подает в суд. На основании исполнительного листа учреждение признает расходы по уплате неустойки в размере 1 000 руб. и перечисляет данную сумму с лицевого счета по КФО "2".
В данном случае в учете могут быть отражены следующие корреспонденции:
В бюджетном учреждении |
В автономном учреждении |
Сумма, |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
2 401 20 293 |
2 401 60 293 |
2 401 20 293 |
2 401 60 293 |
1 000,00 |
Формирование сумм резервов предстоящих расходов для оплаты суммы пеней, оспариваемых в судебном порядке |
2 401 60 293 |
2 302 93 733 |
2 401 60 293 |
0 302 93 000 |
1 000,00 |
На основании исполнительного листа приняты обязательства по уплате неустойки за счет средств ранее сформированного резерва |
0 302 93 833 |
0 201 11 610 Увеличение 18 |
0 302 93 000 |
0 201 11 000 Увеличение 18 |
1 000,00 |
Отражено перечисление неустойки с лицевого счета учреждения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.