Централизованный бухгалтерский учет (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Правовые аспекты централизации учета
Оформление первичных документов и регистров бухучета при централизации
Особенности ведения централизованного учета
Порядок внесения изменений в Особенности ведения централизованного учета
В настоящее время вопросы централизации бюджетного (бухгалтерского) учета являются очень актуальными и достаточно острыми в деятельности организаций бюджетной сферы. В первую очередь, они обусловлены, потребностями сокращения расходов на организацию и ведение бухгалтерской деятельности субъектом учета, отсутствием централизации многих процессов, повышением степени достоверности информации в учете и отчетности, проблемой комплектования учреждений квалифицированными бухгалтерскими кадрами и др. (см. также письмо Минфина России от 25.03.2020 N 02-07-05/23838).
Кроме того, как показали результаты проверок, проведенных Счетной палатой и Казначейством, объем затрат на организацию ведения бюджетного учета и подготовку отчетности в федеральных органах власти и подведомственных им казенных учреждениях не всегда соответствует достигаемым результатам. Как следствие - нарушения требований БК РФ, действующего законодательства в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и финансовой дисциплины.
Правовые аспекты централизованного учета в бюджетной сфере
В целях устранения выявленных проблем в качестве системного решения на федеральном уровне предложена и, начиная с 2018 года, реализуется модель централизации бухгалтерской функции в Федеральном казначействе. Осуществление централизуемых полномочий может выполняться Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования (далее - уполномоченный орган) непосредственно и (или) через свои территориальные органы, либо через подведомственное казенное учреждение (далее - уполномоченная организация).
Решения о передаче в Федеральное казначейство отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений (далее - субъекты централизованного учета) установлены следующими правовыми актами:
- п. 6 ст. 264.1 БК РФ;
- постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1705 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
- постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1664 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
- постановлением Правительства РФ от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений".
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ в п. 6 ст. 264.1 БК РФ внесены поправки, согласно которым по решению Правительства РФ на основании обращения органа власти субъекта РФ (местной администрации) полномочия региональных органов власти (органов местной администрации), а также подведомственных им казенных учреждений по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, могут быть переданы Федеральному казначейству.
Общие требования к передаче централизуемых полномочий утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1890 (далее - Общие требования N 1890). Обратим внимание, что Общие требования N 1890 распространяются, в том числе и на централизацию на уровне финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета субъектов централизованного учета закреплены приказом Федерального казначейства от 02.04.2020 N 17н (далее - Приказ N 17н). Документ определяет требования к учету активов, обязательств, счетов санкционирования, а также порядок учета первичных учетных документов, выставленных поставщиком (подрядчиком) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие в месяце, следующим за отчетным. Отдельно установлен порядок признания и раскрытия событий после отчетной даты, в том числе фиксация предельной даты представления первичных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и в годовой отчетности.
В целях формирования единой учетной политики при централизации учета приказом Федерального казначейства от 17.12.2020 N 41н утверждены Рабочий план счетов и Порядок его применения (далее - Приказ N 41н). Данный правовой акт включает, помимо прочего, правила формирования номера счета бухгалтерского учета, в том числе в отношении забалансовых счетов. Кроме этого, приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 N 2н утвержден График документооборота. В нем определены порядок взаимодействия уполномоченных организаций при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Отметим, что все вышеуказанные нормативные документы разработаны для участников бюджетного процесса. Однако организация осуществления бюджетными (автономными) учреждениями учетных полномочий может быть аналогична организации модели, предусмотренной для получателей бюджетных средств (казенных учреждений). Так, в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений решение о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть принято органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, или финорганом соответствующего публично-правового образования, с учетом действующих норм законодательства о бухгалтерском учете (см. письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-06-10/23847, от 04.12.2019 N 02-06-05/94491).
Таким образом, передача уполномоченной организации, осуществляющей централизуемые полномочия как участников бюджетного процесса, так и учетных полномочий государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных), в том числе при условии осуществления таких полномочий централизованными бухгалтериями, созданными по ведомственной подчиненности, не противоречит положениям бюджетного законодательства РФ. Наоборот, это позволяет реализовать единую государственную учетную политику, регламентируемую нормативными правовыми актами по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности, обязательными к применению как казенными, так и бюджетными (автономными) учреждениями.
Единая учетная политика централизованной бухгалтерии
Учетная политика представляет собой совокупность актов учреждения, принятых в целях организации и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета (п. 9 Стандарта "Учетная политика..."). По общему правилу учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций, руководствуясь при этом законодательством РФ, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя - субъекта консолидированной отчетности.
В соответствии с требованиями Стандарта "Концептуальные основы..." в случае централизации учета совокупность способов и методов ведения ЦБ бюджетного (бухгалтерского) учета всех обслуживаемых ею учреждений устанавливается актами централизованной бухгалтерии. Единая учетная политика при централизации учета формируется ЦБ с учетом положений:
- Стандарта "Концептуальные основы...";
- иных федеральных стандартов;
- единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
- Инструкции N 33н.
А также следует учитывать общие требования к передаче таких полномочий, установленных Правительством РФ, в случае передачи уполномоченным органам*(1) полномочий соответствующих органов власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по:
- начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению;
- ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета;
- обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
С 16 февраля 2020 года в пп. 7, 8 Стандарта "Учетная политика..." закреплена норма о том, что акты, устанавливающие единую учетную политику при централизации учета, утверждаются руководителем ЦБ. Ранее финансовое ведомство также высказывалось о том, что документы учетной политики подписываются руководителем и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии (см. письмо Минфина России от 30.10.2019 N 02-06-10/83609).
Основной состав положений, которые должны быть определены документами единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми ЦБ, поименован в п. 14 Стандарта "Концептуальные основы...".
Специфика единой учетной политики - это, прежде всего, разделы, определяющие порядок поступления, истребования, обработки, подписания и хранения документов обслуживаемых организаций (объем, характер и сроки предоставляемой информации). Порядок взаимодействия с обслуживаемыми организациями обязательно определяется Графиком документооборота при централизации учета. Документ самым подробным образом должен раскрывать порядок и сроки подготовки, передачи и обработки документов и информации по всем направлениям учета - начиная от доведения ГРБС бюджетных данных и субсидий и заканчивая формированием годовой, квартальной и месячной отчетности. Кроме того, отдельно может быть регламентирован порядок взаимодействия сотрудников централизованной бухгалтерии и ответственных специалистов обслуживаемых учреждений.
Отметим, что Рабочий план счетов и График документооборота являются обязательными в структуре единой учетной политики централизованной бухгалтерии, как, впрочем, и учреждения, осуществляющего учет самостоятельно.
Действующее в настоящее время законодательство не запрещает учесть при разработке единой учетной политики специфику деятельности отдельных обслуживаемых учреждений. Эти особенности могут быть установлены, в частности, при утверждении порядка осуществления внутреннего контроля, проведения инвентаризации.
Таким образом, единая учетная политика должна содержать правила учета для всех учреждений, независимо от их типа. Ее можно разработать, объединив содержание соответствующих разделов отдельных учетных политик для казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Необходимо также помнить, что согласно п. 9 Стандарта "Учетная политика...", централизованные бухгалтерии, как и отдельные учреждения, обязаны публиковать на своем официальном сайте основные положения учетной политики и (или) копии документов, входящих в состав учетной политики. Неясен только вопрос об объеме размещаемых основных положений. Федеральный стандарт этот момент не уточняет, официальных разъяснений тоже пока нет. Однако следует учитывать, что Минфин России - тоже субъект учета, а значит, так же, как все, исполняет указанные требования Стандарта "Учетная политика...". Размещенные на официальном сайте основные положения учетной политики Минфина России в полной мере раскрывают все значимые аспекты локального акта, что позволяет ЦБ и учреждениям ориентироваться на них при подготовке к публикации своей учетной политики.
Оформление первичных документов и регистров бухгалтерского учета при централизации
Закон N 402-ФЗ обязывает организации бюджетной сферы оформлять документы по формам, утвержденным в соответствии с бюджетным законодательством. Для этих целей Приказом N 52н были утверждены перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и Методические указания по их применению.
При централизованном ведении учета должны применяться электронные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Поэтому в связи с проводимой централизацией бюджетного (бухгалтерского) учета и, соответственно, переходом к электронному документообороту, а также в целях единого порядка ведения учета в организациях бюджетной сферы финансовым ведомством разработаны и утверждены Приказом N 52н новые формы электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Правила формирования и применения электронных первичных учетных документов и новых регистров подробно изложены в разделах 4, 5 Методических рекомендаций (Приложение N 5 к Приказу N 52н).
Электронные документы предназначены, прежде всего, для органов и учреждений, передавших полномочия по ведению бюджетного (бухгалтерского учета) на основании соответствующего решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации. Их использование в случае централизации полномочий обязательно, и начать применение новых электронных документов предполагается по мере организационно-технической готовности в соответствии с учетной политикой, но не позднее 1 января 2021 года. Учреждения, передавшие ведение учета централизованной бухгалтерии по иным основаниям, и все остальные вправе применять электронные документы, если предусмотрят такой порядок документооборота в своей учетной политике (письмо Минфина России от 23.12.2020 N 02-07-10/116586). Начало применения электронных документов в таком случае определяется также решением учреждения в рамках учетной политики.
Ведомство напоминает, что при централизации полномочий право подписания бюджетной (бухгалтерской) отчетности остается за руководителем учреждения. Передача права первой подписи отчетности от имени учреждения руководителю централизованной бухгалтерии будет противоречить действующему законодательству (письмо Минфина России от 20.03.2020 N 02-06-10/23847).
Особенности ведения централизованного учета
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета определяют в рамках единой учетной политики при централизации учета, а также в соответствии с требованиями Стандарта "Концептуальные основы..." и иными нормативными документами:
- основные способы ведения бухгалтерского учета;
- методы оценки объектов бухгалтерского учета;
- порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- порядок признания в учете и отражения в отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельную дату представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- иные способы ведения бухгалтерского учета.
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета применяются последовательно из года в год.
1. Основные способы ведения бухгалтерского учета
В финансово-хозяйственной деятельности учреждений иногда приходится использовать первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и другие документы, по которым не предусмотрены обязательные для их оформления формы. При ведении централизованного учета к особенностям относится тот факт, что в этом случае такие формы не разрабатываются учреждением самостоятельно, а устанавливаются уполномоченным органом (уполномоченной организацией). При этом Приказом N 17н уточняется, что учет расчетов с дебиторами (кредиторами) ведется на основании предъявленных контрагентами к оплате счетов, накладных, актов выполненных работ и других первичных учетных документов. Сделан акцент на первичных учетных документах, составленных на иностранном языке.
Как уже было сказано выше, регистры бухгалтерского учета должны формироваться ежемесячно в форме электронного документа (регистра) с использованием усиленной ЭЦП. Для журналов операций определяется единая нумерация. Отдельно закрепляется порядок формирования Главной книги (ф. 0504072).
В целях своевременного ведения учета целесообразно установить "дату отсечения" - последний день принятия документов в отчетном месяце (отчетном году) для отражения в соответствующем отчете (например, не позднее 5 дней от предельной даты сдачи отчета и несколько дней для представления уточняющих документов).
2. Учет нефинансовых активов
Отметим, что порядок присвоения уникального инвентарного номера объектам основных средств, нематериальных и непроизведенных активов Инструкцией N 157н не установлен. При централизованном учете должна соблюдаться единая структура кодовых обозначений инвентарного номера вышеуказанных объектов. Инвентарный номер формируется из пятнадцати знаков и определяется последовательно по мере принятия к учету объектов нефинансовых активов. Каким должен быть инвентарный номер разъясняется в подп. 3.1.1 п. 3.1, подп. 3.2.1 п. 3.2 и п. 3.5 раздела 3 Приказа N 17н соответственно. Необходимо также учитывать, что по объектам основных средств, НМА и НПА, которые были приняты к учету до передачи централизуемых полномочий, инвентарный номер не изменяется.
2.1. Основные средства
В данном разделе следует закрепить учет операций, возникающих при получении (передаче) по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектов имущества. К особенностям можно отнести:
- дату, на которую осуществляется оценка объектов учета (п. 11 Стандарта "Аренда");
- порядок отражения в учете объектов учета операционной аренды по договору аренды, заключенному на неопределенный срок;
- принцип отражения в учете и расчета стоимости, в случае передачи части объекта имущества в пользование и др.
Как и прежде, принятие к учету объектов основных средств и оформление их выбытия должно осуществляться на основании решения профильной комиссии субъекта централизованного учета, но уполномоченным органом (уполномоченной организацией). Принятие к учету основных средств подтверждается документами, оформленными в соответствии с условиями заключенного контракта (договора), иные документы не формируются. Кроме того, к особенностям можно еще добавить порядок распределения стоимости расходов, связанных с приобретением, а также услуг по доставке основных средств (к примеру, распределяются пропорционально стоимости видов объектов основных средств) и тот факт, что справедливая стоимость основных средств определяется методом рыночных цен (см. п. 54 Стандарта "Концептуальные основы...").
При централизованном ведении учета целесообразно установить, в какой оценке будет вестись учет на забалансовых счетах. Так, например, объекты основных средств, которые не соответствуют критериям актива, подлежат отражению на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" в условной оценке: 1 объект, 1 рубль. На забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации" основные средства, стоимостью до 10 000 рублей включительно, отражаются по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Кроме этого в отношении основных средств необходимо установить порядок применения отдельных форм первичных учетных документов, а именно:
- Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) при принятии к учету основных средств дополнительно к первичным документам контрагентов не формируются;
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) оформляется в случаях выбытия из учета основных средств вместе с ранее начисленной амортизацией и убытком от обесценения (при наличии) при объединении объектов в единый инвентарный объект (комплекс объектов основных средств);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) оформляется при выдаче в эксплуатацию основных средств, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, а также служит основанием для списания таких объектов с балансового учета;
- в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отражается информация о стоимости составных частей объекта основных средств (при наличии такой информации в документах поставщика).
Отдельно следует остановиться на ситуации, когда эксплуатация основного средства являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта. Порядок отнесения затрат по замене отдельных составных частей объекта основных средств, в том числе в ходе капитального ремонта, устанавливается следующий:
- затраты по замене включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения;
- стоимость основного средства уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей только при наличии стоимостной оценки заменяемых частей. В случае, когда надежно определить стоимость заменяемого объекта (части) не представляется возможным, а также, если в результате такой замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, стоимость ремонтируемого объекта не уменьшается (п. 27 Стандарта "Основные средства", письмо Минфина России от 25.05.2018 N 02-06-10/35540).
Данный порядок применяется к следующим группам основных средств:
а) нежилые помещения (здания и сооружения);
б) машины и оборудование;
в) транспортные средства.
2.2. Нематериальные активы
Учет НМА осуществляется уполномоченным органом (уполномоченной организацией) по группам и видам объектов имущества, в соответствии с детализацией, установленной Приказом N 41н. Решение принимается профильной комиссии субъекта централизованного учета с указанием стоимости НМА и срока его полезного использования. Принятие к учету НМА подтверждается документами, представляемыми согласно условиям контрактов (договоров). При этом дополнительно оформлять унифицированные формы первичных учетных документов не требуется.
Кроме этого, в особенностях при ведении централизованного учета НМА необходимо учитывать, что:
- датой принятия к учету НМА актива должен являться момент возникновения исключительного права на указанный объект;
- по НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (п. 26 Стандарта "Нематериальные активы");
- модернизация НМА увеличивает стоимость таких объектов на основании решения профильной комиссии и документов, подтверждающих произведенные капитальные вложения в соответствующий объект НМА.
В случае если субъект централизованного учета будет предоставлять НМА на условиях сохранения за собой исключительных прав на РИД (средства индивидуализации) в возмездное пользование, такая передача оформляется путем внутреннего перемещения объекта учета (без выбытия с балансового учета) с одновременным отражением на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)".
2.3. Методы начисления амортизации
При ведении централизованного учета устанавливаются следующие особенности:
- начисление амортизации по объектам нефинансовых активов осуществляется линейным способом последним рабочим днем текущего месяца;
- на структурную часть комплекса объекта основных средств амортизация начисляется отдельно;
- если срок полезного использования структурной части основного средства совпадает со сроком полезного использования иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества, то при определении суммы амортизации таких частей они объединяются.
При отчуждении основных средств не в пользу организаций бюджетной сферы объекты подлежат переоценке. При такой переоценке пересчитывается также и сумма накопленной амортизации (пп. 41, 42 Стандарта "Основные средства"). В данном случае сумма накопленной амортизации будет учитываться способом пересчета накопленной амортизации в порядке, предусмотренном подп. "а" п. 41 Стандарта "Основные средства".
2.4. Материальные запасы
В соответствии с п. 42 Стандарта "Запасы", п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) материальных запасов может производиться либо по стоимости каждой единицы, либо по средней стоимости. При централизованном ведении учета устанавливается, что выбытие запасов осуществляется по средней фактической стоимости.
По общему правилу учет бланков строгой отчетности осуществляется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" (п. 337 Инструкции N 157н). При отражении в учете данных материальных ценностей особенностью будет являться их оценка:
- БСО, стоимость которых не возмещается, отражаются на забалансе в условной оценке: 1 объект, 1 рубль;
- БСО, стоимость которых возмещается, отражаются на забалансе по стоимости приобретения.
Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются, в частности, суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (далее вместе - расходы по доставке) (п. 102 Инструкции N 157н). Однако необходимо учитывать, что в рамках осуществления централизованных закупок материальных запасов и (или) торговой (производственной) деятельности такие расходы по доставке не должны включаться в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов. Перечисленные выше затраты будут относиться в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года.
3. Учет нефинансовых активов имущества казны
При ведении централизованного учета объектов, входящих в состав имущества казны, необходимо исходить из предоставляемых первичных учетных документов и информации из реестра имущества того или иного публично-правового образования. При представлении субъектом централизованного учета данных из реестра имущества для целей бюджетного (бухгалтерского) учета применяется:
- по земельным участкам - кадастровая стоимость;
- по недвижимому имуществу - балансовая стоимость;
- по иному имуществу - балансовая стоимость.
Если по какой-то причине данные о балансовой стоимости объекта имущества в реестре имущества будут отсутствовать, то:
- по недвижимому имуществу применяется кадастровая стоимость, при ее отсутствии - первоначальная, при ее отсутствии - остаточная;
- по иному имуществу применяется первоначальная стоимость, при ее отсутствии - остаточная.
В отношении объектов с нулевой стоимостью в реестре имущества для целей бюджетного (бухгалтерского) учета указывается балансовая стоимость 1 рубль.
Вместе с этим в особенностях целесообразно закрепить, какие виды имущества будут отражаться на счетах 1 108 52 000 "Движимое имущество, составляющее казну", 1 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну", 1 108 57 000 "Прочие активы, составляющие казну", а также на забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета (см., например, раздел 4 Приказа N 17н).
Имущество, обращенное в собственность государства, и со специальными режимами обращения принимается к учету по стоимости, определенной передающей стороной, а в случае ее отсутствия в условной оценке: 1 объект, 1 рубль. Основанием для изменения стоимости имущества казны должен являться документ об оценке рыночной стоимости имущества, подготавливаемый профильной комиссией субъекта централизованного учета.
4. Учет расчетов по доходам
Расчеты по поступлениям должны вестись в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам, документам - основаниям, если иное не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами. Начисленные суммы доходов и соответствующие им суммы расчетов отражаются в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).
К особенностям при ведении централизованного учета в части доходов следует также отнести порядок списания дебиторской задолженности. Так, если задолженность неплатежеспособных дебиторов признается сомнительной задолженностью, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом, либо ее признания нереальной (безнадежной) к взысканию, то сумма задолженности списывается с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.
В свою очередь, списание дебиторской задолженности с забалансового счета 04 должно оформляться на основании решения профильной комиссии субъекта централизованного учета в следующих случаях:
- по истечении срока наблюдения (пять лет, если иное не предусмотрено законодательством РФ);
- при возобновлении процедуры взыскания сомнительной задолженности (в случае возобновления учета сомнительной задолженности в балансовом учете);
- при поступлении средств в погашение сомнительной задолженности.
Документальное оформление: решение в отношении просроченной дебиторской задолженности представляется профильной комиссией в письменном виде для утверждения руководителем субъекта централизованного учета (иным уполномоченным лицом). Списание просроченной (безнадежной) дебиторской задолженности с балансового или забалансового учета оформляется приказом (распоряжением) субъекта централизованного учета.
5. Учет обязательств
Для отражения начислений заработной платы работникам учреждения, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражения налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний Приказом N 52н предусмотрено несколько форм первичных учетных документов. Однако при централизованном ведении учета такие операции должны оформляться с использованием Расчетной ведомости (ф. 0504402).
Признание в учете обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ осуществляется в следующем порядке:
- в части налогов, сборов, страховых взносов - на основании налоговых деклараций (расчетов) по состоянию на последний день месяца, за который производится начисление;
- в части государственных пошлин - на основании документов, подтверждающих совершение юридически значимых действий, за которые подлежит уплата государственная пошлина (документов, подтверждающих получение государственной (муниципальной) услуги);
- в части НДФЛ - на основании Расчетной ведомости (ф. 0504402) одновременно с признанием обязательств по заработной плате и иным выплатам.
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения предназначен счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов". Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции N 157н). Видов резервов достаточно много, только Стандарт "Резервы" регулирует формирование 5 видов резервов. Однако при централизованном учете обязательному формированию подлежат 2 вида резервов:
- резерв на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование работника (служащего);
- резерв по претензионным требованиям и искам, в том числе оспариваемым в судебном порядке.
Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется в виде оценочных значений на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Необходимо установить также периодичность формирования резервов, порядок расчета сумм резервов, при котором возможно применение определенных формул (см. п. 7.3 раздела 7 Приказа N 17н). Кроме того, стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и корректировке до текущей обоснованной оценки на отчетную дату. Списание резерва осуществляется при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан.
6. Учет на счетах санкционирования
Учет операций по санкционированию расходов осуществляется на счете 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" в рамках всех видов деятельности. Счета по учету санкционирования расходов организаций бюджетной сферы предназначены для обобщения и сопоставления информации, поименованной в п. 308 Инструкции N 157н. В частности, на данных счетах отражается информация об обязательствах (денежных обязательствах), порядок принятия которых следует закрепить в особенностях ведения централизованного учета.
Бюджетные обязательства (обязательства) и денежные обязательства принимаются в соответствии с документами, на основании которых возникают бюджетные обязательства (обязательства) и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств организаций бюджетной сферы. Принятие к бюджетному (бухгалтерскому) учету принимаемых обязательств осуществляется на основании:
- извещения об осуществлении закупки - с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок;
- Сведений о приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Суммы ранее принятых бюджетных обязательств (обязательств) подлежат корректировке. Порядок и основания для такой корректировки относятся к особенностям при ведении централизованного учета (см. раздел 8 Приказа N 17н).
7. Ведение учета операций, совершаемых за территорией Российской Федерации
Все факты хозяйственной жизни, совершаемые за территорией РФ, должны отражаться в бюджетном (бухгалтерском) учете одновременно в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте.
8. Порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бюджетная (бухгалтерская) отчетность организаций бюджетной сферы должна составляться уполномоченным органом (уполномоченной организацией) на основании данных Главной книги (ф. 0504072) и (или) других регистров бухгалтерского учета. При этом показатели годовой отчетности должны подтверждаться данными инвентаризации имущества и обязательств. Кроме обязательных положений, перечисленных в п. 37 Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", пп. 151 - 177 Инструкции N 191н (для казенных учреждений), пп. 56 - 74.1 Инструкции N 33н (для бюджетных и автономных учреждений), в пояснениях к отчетности за отчетный период раскрывается:
- информация об условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета, существовавших на отчетную дату, если такая информация подлежит раскрытию в отчетности;
- информация о событиях после отчетной даты, свидетельствующая о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета.
9. Порядок признания в учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты
Под событием после отчетной даты понимается событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения (Стандарт "События после отчетной даты"). В свою очередь, отчетная дата устанавливается нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетной (бухгалтерской) отчетности, принятыми в соответствии с Инструкциями NN 191 и 33н.
К особенностям необходимо отнести крайний срок отражения событий после отчетной даты, например, не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты представления отчетности.
Согласно п. 17 Стандарта "Концептуальные основы...", существенность информации в целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о своем финансовом положении, в том числе и о событиях после отчетной даты учреждение устанавливает самостоятельно. К примеру, можно установить, что событие после отчетной даты определяется как существенное для субъекта централизованного учета, если оно обусловливает изменения стоимости соответствующего объекта учета на 5 процентов и более от общей стоимости группы активов, обязательств или иных показателей.
Таким образом, при ведении централизованного учета следует закрепить отдельные положения в отношении событий после отчетной даты, а именно: как, где и в каком порядке эти события будут приниматься и отражаться в учете (см. раздел 10 Приказа N 17н).
Порядок внесения изменений в Особенности ведения централизованного учета
Изменения ведения централизованного бухгалтерского учета должны применяться с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Изменения, оформляемые в течение отчетного года и не связанные с изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение учета и составление отчетности, производится по решению уполномоченного органа. Внесение изменений осуществляется уполномоченным органом в следующих случаях:
- изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, БК РФ, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
- разработка и выбор уполномоченным органом новых правил (способов) ведения учета, применение которых позволит представить в отчетности релевантную и достоверную информацию;
- существенного изменения условий деятельности субъектов централизованного учета, включая их реорганизацию, ликвидацию (упразднение), изменение возложенных на субъекты централизованного учета полномочий и (или) выполняемых ими функций;
- поступления предложений по совершенствованию методов ведения централизованного бухгалтерского учета от субъектов централизованного учета в целях обеспечения их информацией об активах, обязательствах и финансовом результате, необходимой для исполнения ими возложенных полномочий;
- поступления предложений от уполномоченных организаций в целях совершенствования методов ведения централизованного бухгалтерского учета.
В срок не позднее 1 октября текущего финансового года инициаторы изменений (субъект централизованного учета, уполномоченный орган) вносят предложения, которые в обязательном порядке должны включать такую информацию, как:
а) обоснование необходимости внесения изменений, с обоснованием причины возникновения такого изменения;
б) данные, подтверждающие неэффективность и (или) невозможность применения действующих положений единой учетной политики, ухудшающих качество и (или) препятствующих осуществлению централизуемых полномочий;
в) прогноз финансовых, экономических и иных последствий внесения таких изменений.
В течение 30 рабочих дней от даты поступления предложений уполномоченный орган должен:
- принять решение о внесении соответствующего изменения в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета
или
- подготовить мотивированное заключение о нецелесообразности представленных предложений по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета.
Кроме того в период рассмотрения предложений по внесению изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию у инициатора изменений. Наряду с этим в целях определения даты начала применения вносимых изменений, уполномоченный орган должен дать заключение относительно состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего отчетного периода, на который окажут влияние вносимые изменения.
__________________________________
*(1) Имеются в виду Федеральное казначейство, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.