Организация работы учреждением по возврату (взысканию) дебиторской задолженности Смотрите в этом материале: Инвентаризация дебиторской задолженности Досудебная работа по возврату дебиторской задолженности Работа по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке Под дебиторской задолженностью понимается не исполненное в срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств в пользу Организации в соответствии с законодательством РФ или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору.
Работа по возврату дебиторской задолженности должна регламентироваться нормативным актом органа-учредителя либо локальным нормативным актом учреждения. Как правило, принимается Положение об организации работы по взысканию дебиторской задолженности, устанавливающее порядок работы структурных подразделений в этом направлении, например: - ведение учета и проведение инвентаризации дебиторской задолженности, ведение реестра контрагентов, имеющих дебиторскую задолженность с целью контроля за состоянием дебиторской задолженности - бухгалтерией; - составление претензий и исков к контрагентам, представление интересов учреждения в судах, органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и иных органах при взыскании дебиторской задолженности, соблюдение сроков и порядка обжалования судебных актов - юридическим отделом; - отказ в пролонгации или заключении нового договора с контрагентом, имеющим задолженность, - отделом, заключающим контракты (договоры) и т.п. Назначаются ответственные лица за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств перед учреждением, полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, за правильность составления претензий и исков, за соблюдение сроков обжалования, за продление (заключение нового договора) с контрагентом, имеющим дебиторскую задолженность и т.п.
Инвентаризация дебиторской задолженности
Работа с дебиторской задолженностью начинается с ее выявления и определения размера. Как правило, задолженность выявляется при проведении инвентаризации активов и обязательств учреждения, которая включает инвентаризацию дебиторской задолженности (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 7 Инструкции N 191н; п. 9 Инструкции N 33н).
Инвентаризации предшествует: 1. Составление актов сверки взаиморасчетов с контрагентами; 2. Утверждение приказа руководителя учреждения о назначении инвентаризационной комиссии. Порядок проведения инвентаризации утверждается актами учреждения, устанавливающими учетную политику (подп. "в" п. 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). Основные требования к инвентаризации активов и обязательств для организаций бюджетной сферы установлены разделом VIII Стандарта "Концептуальные основы". Отдельные положения Методических указаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-07-10/8553).
Комиссией сверяются данные первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров (выполнение работ, предоставление услуг, имущественных прав) и поступление денежных средств, с информацией, отраженной в регистрах бухгалтерского учета. На основании документов, подтверждающих состояние расчетов с контрагентами, проверяются расчеты с поставщиками и подрядчиками по товарам, оплаченным, но находящимся в пути. Устанавливаются: - правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям; - правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая суммы не подтвержденные дебиторами и суммы с истекшим сроком исковой давности (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).
По результатам инвентаризации составляется справка-приложение к акту инвентаризации, в которой указываются: - наименование, адрес организации-должника; - сумма задолженности; - основание, по которому образовалась дебиторская задолженность; - дата образования задолженности; - первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты; - документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты.
На основании справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (см. форму N ИНВ-17, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88). Акт содержит следующие сведения: - наименование Организации; - подразделение, в котором проводится инвентаризация; - ссылка на приказ, в соответствии с которым проводится инвентаризация; - дата, на которую проверяется состояние дебиторской и кредиторской задолженности; - наименования организаций-дебиторов; - номер счета бухгалтерского учета, на котором ведется учет дебиторских задолженностей; - полная сумма задолженности по каждому контрагенту; - сумма задолженности, которую не подтвердил дебитор и по которой истек срок исковой давности; - итоговая сумма по каждому виду задолженности. Результаты инвентаризации утверждаются руководителем учреждения.
Досудебная работа по возврату дебиторской задолженности
Досудебная работа заключается в проведении переговоров с должниками, направлении им писем, телеграмм, обращений, составлении актов сверок и т.п. Кроме того, первоочередным мероприятием по возврату дебиторской задолженности является предъявление претензии контрагенту. Претензия может быть предъявлена любому контрагенту, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора. В ряде случаев соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров является обязательным для принятия судом к рассмотрению искового заявления.
Положением об организации работы по взысканию дебиторской задолженности должны быть предусмотрены: 1. Срок (с момента образования (обнаружения) дебиторской задолженности) направления ответственным за работу с задолженностью в юридическое подразделение учреждения обращения о необходимости предъявления претензии с приложением: - копий документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоров, актов передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, актов сверок взаимных расчетов и т.д.); - реквизитов контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т. д.); - расчета суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм); - копий писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства; - иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства. 2. Срок предъявления Юридическим подразделением при наличии оснований претензии контрагенту с даты получения обращения.
Претензия должна содержать следующие данные: - наименование контрагента; - обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие пункты договора и нормативных правовых актов; - указание о предполагаемом способе исполнения обязательств; - расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства; - срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию; - информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств Организации, обращение в суд и т. д.); - дата и регистрационный номер претензии; - подпись уполномоченного лица. Претензия со всеми прилагаемыми к ней копиями документов направляется контрагенту способом, позволяющим установить даты и факт направления претензии и получения ее контрагентом (например, заказным письмом).
О факте предъявления контрагенту претензии Юридическое подразделение должно проинформировать и направить копию претензии лицу ответственному за работу с задолженностью. Последний контролирует исполнение контрагентом требований, содержащихся в претензии, а именно: - проверяет полноту и соблюдение сроков исполнения требований, содержащихся в претензии; - информирует Юридическое подразделение о полном или частичном отказе контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступлении ответа на претензию в указанный в ней срок. При неисполнении контрагентом в указанный в претензии срок заявленных в ней требований, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке. Если по каким-либо причинам претензия не была предъявлена контрагенту и ее предъявление не является обязательным, то она подлежит взысканию в судебном порядке.
Работа по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке
При получении полного (частичного) отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок, а также если по каким-либо причинам претензия не была предъявлена контрагенту и ее предъявление не является обязательным, лицо ответственное за работу с задолженностью направляет в Юридическое подразделение обращение о необходимости предъявления судебного иска с приложением: - копий документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоров, актов передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, актов сверок взаимных расчетов и т. д.); - информации о результатах рассмотрения контрагентом претензии, включая копию претензии, или информации о том, что претензия не направлялась; - реквизитов контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т. д.); - расчета суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм); - копий писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства; - иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.
Юридическое подразделение предъявляет исковое заявление в суд. При расчете суммы иска в нее включаются суммы штрафов, предусмотренных договором и законодательством РФ.
Лицо ответственное за работу с задолженностью: - контролирует поступление от контрагентов платежей в счет погашения дебиторской задолженности; - представляет в Юридическое подразделение документы, имеющие отношение к взысканию дебиторской задолженности (переписка, акты сверки расчетов и т. д.); - оказывает содействие Юридическому подразделению в подготовке документов, а при необходимости обеспечивает присутствие на судебных заседаниях специалистов бухгалтерии; - при погашении контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга направляет в Юридическое подразделение письменное сообщение об этом с целью дальнейшей корректировки способов защиты интересов Организации.
После выдачи судом исполнительного листа о взыскании с контрагента просроченной дебиторской задолженности Юридическое подразделение: - направляет исполнительный лист в банки, обслуживающие счета контрагента; - организует взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности; - обращается в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Юридическое подразделение по запросу ответственного за работу с задолженностью предоставляет следующие данные: - наименование контрагента; - предмет спора и реквизиты договора, по которому образовалась дебиторская задолженность; - размер дебиторской задолженности и сумма иска, включающая суммы штрафов; - текущее состояние рассмотрения судебного дела: краткое содержание вынесенных по делу судебных актов, информация о получении исполнительных листов и т. д.; - информация о ходе взыскания по исполнительным листам.
|
Темы Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций бюджетной сферы
См. также Инвентаризация активов и обязательств (для бюджетной сферы) Как организовать и провести инвентаризацию (для бюджетной сферы) Списание дебиторской задолженности (для бюджетной сферы) Долгосрочная и просроченная дебиторская и кредиторская задолженность (для бюджетной сферы) Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности Формы документов Положение об организации работы по взысканию дебиторской задолженности |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.