Списание испорченного товара (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Документальное оформление списания товаров
Документальное оформление утилизации (уничтожения) товаров
В процессе хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы могут возникать ситуации, когда у товаров, приобретенных для реализации, истек срок годности, или они портятся, теряют свои качества. В этом случае перед учреждением встает вопрос о правильном списании такого имущества, так как его дальнейшая продажа невозможна.
Документальное оформление списания товаров
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 20 стандарта "Концептуальные основы.."). Соответственно, изъятие испорченных товаров из оборота, предназначенных для списания, должно быть документально оформлено.
Пунктом 81 стандарта "Концептуальные основы..." установлены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Одним из таких случаев является порча имущества. Следовательно, списанию товаров должна предшествовать их инвентаризация, в результате которой выявляются товары с истекшим сроком годности, испорченные по той или иной причине (к примеру, нарушение правил хранения, повреждения или дефекты, случаи стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций) и их количество.
Проведение инвентаризации предполагает, в том числе издание приказа (распоряжения) о ее проведении и оформление инвентаризационных документов. На основании информации, полученной в ходе проведения инвентаризации, постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия) принимается решение о списании товаров (п. 34 Инструкции N 157н).
Унифицированные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н). Но для отражения факта списания некачественных (испорченных) товаров, отдельной формы первичного документа Приказом N 52н не установлено.
Вместе с тем согласно п. 7 стандарта "Запасы", п. 99 Инструкции N 157н товары, предназначенные для реализации, учитываются в составе материальных запасов. В свою очередь, в соответствии с Методическими указаниями к Приказу N 52н для оформления решения о списании материальных запасов применяется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Этот документ также служит основанием для отражения выбытия материалов со счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.
Перед составлением Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) факт порчи или повреждения товара не обязательно, но целесообразно зафиксировать в Акте о порче, бое, ломе материальных ценностей. Унифицированной формы такого документа Приказом N 52н не предусмотрено. В этом случае учреждение вправе самостоятельно разработать форму документа с указанием обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 стандарта "Концептуальные основы...", и закрепить ее в локальном акте или учетной политике (см. письмо Минфина России от 11.12.2014 N 02-06-05/64022). В данной ситуации за основу документа может быть взята унифицированная форма N ТОРГ-15, утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Таким образом, в целях списания испорченных товаров с бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений используется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Документальное оформление утилизации (уничтожения) товаров
Необходимо учитывать, что определенные группы товаров, которые списываются в связи с истечением срока годности, подлежат утилизации или уничтожению (см., в частности, ст.ст. 24, 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). Однако списание товаров и их дальнейшая утилизация являются разными хозяйственными операциями, которые происходят после утверждения решения о списании.
В настоящее время действующее законодательство не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества в целом, и товаров в частности.
Разъяснения о том, какие документы следует оформить в случае уничтожения товаров с истекшим сроком годности, финансовое ведомство приводило в письме от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948. В данном письме речь идет о документальном подтверждении расходов, понесенных налогоплательщиком. Однако полагаем, что в рамках отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с испорченными товарами в части документального оформления им также можно руководствоваться. Специалистами финансового ведомства указывалось, что согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать (к примеру, на продукты питания, медикаменты) срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. А на основании п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.
По мнению Минфина России, документальным подтверждением операций по уничтожению товаров (продукции) с истекшим сроком годности является представление следующих документов:
- акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности);
- акты приемки товаров при их возврате;
- акты о проведении инвентаризации;
- акты уничтожения (утилизации) некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных (утилизированных) товаров, дате уничтожения (утилизации) (см. также постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.04.2019 N Ф08-1487/19).
К таким документам также можно отнести акты о передаче испорченных товаров на утилизацию или уничтожение, оформленные к договору со специализированной организацией.
Таким образом, в локальном документе организации бюджетной сферы желательно предусмотреть первичные документы, применяемые при утилизации или уничтожении испорченных товаров, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения в ходе различных проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме того необходимо учитывать, что в ведомственных нормативных актах могут быть предусмотрены дополнительные требования к документальному оформлению утилизации и уничтожения списываемых товаров по причине их порчи, истечения срока годности, боя, лома и т.п.
Поэтому если в Акте о списании материальных запасов (ф. 0504230) отражено, что товар должен быть утилизирован (уничтожен), то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены формами первичных документов, разработанными учреждением самостоятельно.
Бухгалтерский (бюджетный) учет списания
Согласно положениям Инструкций NN 157н, 162н и 174н материальные ценности, приобретенные казенным или бюджетным учреждением для продажи, учитываются на счете 0 105 38 000 "Товары - иное движимое имущество учреждения". Для автономных учреждений Инструкцией N 183н предусмотрен также счет 0 105 28 000 "Товары - особо ценное движимое имущество учреждения". В свою очередь, торговая наценка, которая фактически показывает разницу между продажной и покупной ценой, отражается с использованием счетов 0 105 39 000 "Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения", 0 105 29 000 "Наценка на товары - особо ценное движимое имущество учреждения" соответственно.
Прежде чем применять какую-либо бухгалтерскую запись по списанию с учета некачественных товаров, необходимо понимать причину порчи и учитывать понятие "нормы естественной убыли". В зависимости от тех или иных условий списание испорченных товаров осуществляется в следующем порядке:
- в объеме (в пределах) норм естественной убыли - с использованием счетов 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов", 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (только для бюджетных и автономных учреждений) (п. 121 Инструкции N 162н, п. 37 Инструкции N 174н, п. 37 Инструкции N 183н);
- сверх норм естественной убыли - с использованием счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 26 Инструкции N 162н). Здесь необходимо отметить, что для бюджетных и автономных учреждений Инструкции по применению Планов счетов не содержат ссылок на этот счет в такой ситуации. Однако данные бухгалтерского (бюджетного) учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа (п. 3 Инструкции N 157н). Другими словами, в учете организаций бюджетной сферы должен быть обеспечен единообразный подход относительно схожих хозяйственных операций. Поэтому в конкретном случае бюджетным и автономным учреждениям целесообразно поступать аналогичным способом, рекомендованным для казенных учреждений;
- пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, природного явления, катастрофы - с использованием счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" (п. 37 Инструкции N 174н, п. 37 Инструкции N 183н).
Одновременно с этим согласно п. 30 стандарта "Запасы", п. 125 Инструкции N 157н суммы наценок (скидок) по нереализованным товарам уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей). Суммы торговых наценок (скидок) по товарам, выбывающим с бухгалтерского (бюджетного) учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, относятся на уменьшение финансового результата текущего отчетного периода, то есть должны быть списаны.
Такие операции отражаются по дебету счета 0 401 10 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 09 340 "Изменение за счет наценки стоимости товаров" способом "Красное сторно". Если же товары испорчены вследствие стихийных бедствий, то списание наценки осуществляется уже по дебету счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" (п.п. 29, 120 Инструкции N 162н, п. 47 Инструкции N 174н, п. 47 Инструкции N 183н).
Кроме того следует учитывать, что суммы причиненного ущерба сверх установленных норм естественной убыли или в случае их отсутствия должны предъявляться виновным лицам согласно действующему законодательству. Причем в ситуации, когда по результатам инвентаризации будет обнаружена порча товаров, для привлечения работника к материальной ответственности необходимо соблюдение условий, предусмотренных ТК РФ.
Соответственно, отнесение торговой наценки по выявленному ущербу, нанесенному товарам, на финансовый результат текущего финансового года отражается способом "Красное сторно" по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 09 340 "Изменение за счет наценки стоимости товаров".
Типовые корреспонденции счетов
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
Содержание хозяйственной операции |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1.1 |
КРБ 1 401 20 272 |
КРБ 1 105 38 446 |
0 401 20 272 (0 109 ХХ 272) *(1) |
0 105 38 446 |
0 401 20 272 (0 109 ХХ 272) *(1) |
0 105 Х8 446 *(1) |
Списание испорченных (некачественных) товаров с учета в пределах норм естественной убыли |
1.2 |
КДБ 1 401 10 131 |
КРБ 1 105 39 346 |
0 401 10 131 |
0 105 39 346 |
0 401 10 131 |
0 105 Х9 346*(1) |
Способом "Красное сторно" отражено списание суммы торговой наценки по товарам, выбывающим с учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи |
2.1 |
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 105 38 446 |
0 401 10 172 |
0 105 38 446 |
0 401 10 172 |
0 105 Х8 446*(1) |
Списание испорченных (некачественных) товаров с учета сверх норм естественной убыли |
2.2 |
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 105 39 346 |
0 401 10 172 |
0 105 39 346 |
0 401 10 172 |
0 105 Х9 346*(1) |
Способом "Красное сторно" отражено списание торговой наценки по причине выявленного ущерба, нанесенного товарам |
3.1 |
КРБ 1 401 20 273 |
КРБ 1 105 38 446 |
0 401 20 273 |
0 105 38 446 |
0 401 20 273 |
0 105 Х8 446*(1) |
Списание испорченных (некачественных) товаров, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, природного явления, катастрофы |
3.2 |
КРБ 1 401 20 273 |
КРБ 1 105 39 346 |
0 401 20 273 |
0 105 39 346 |
0 401 20 273 |
0 105 Х9 346*(1) |
Способом "Красное сторно" отражено списание торговой наценки на товары, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, природного явления, катастрофы |
Для отражения закупаемых учреждением товаров для продажи конкретная подстатья КОСГУ Порядком N 209н не предусмотрена. С учетом рекомендаций финансового ведомства учет товаров можно вести с применением подстатей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов", 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (см. письма Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31403, от 28.06.2019 N 02-08-10/47979). Поэтому пока правовыми актами не закреплена четкая позиция по данному вопросу, по согласованию с учредителем в учетной политике организации бюджетной сферы можно закрепить порядок учета товаров и наценки на товары по подстатьям 346, 446 КОСГУ.
Кроме того по общему правилу, имущество, числящееся в балансовом учете, но непригодное для дальнейшего использования в деятельности учреждения, в том числе и предназначенное для реализации (продажи), уже не отвечает понятию "актив" (см. п. 36 стандарта "Концептуальные основы..."). Согласно п.п. 35, 335 Инструкции N 157н на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" осуществляется учет материальных ценностей, в частности:
- не соответствующих критериям активов;
- имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа, утилизации, уничтожения.
Данное правило вполне применимо и в отношении испорченных (некачественных) товаров. Причем нормативные акты не ограничивают продолжительность учета списанного имущества на забалансовом счете 02 - в ожидании уничтожения (утилизации) испорченные товары могут числиться за балансом неограниченное количество времени при условии, что это позволяет сделать специфика самих товаров.
Таким образом, пришедшие в негодность по той или иной причине товары могут быть списаны с баланса с одновременным отражением на счете 02. В забалансовом учете данные материальные ценности будут учитываться до момента их уничтожения или передачи специализированной организации для утилизации на основании заключенного учреждением договора (контракта).
Расходы на уничтожение (утилизацию) испорченных товаров отражаются в следующем порядке.
Расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе расходы по вывозу отходов производства, включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация отходов производства в случаях, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора осуществляет исполнитель, отражаются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (пп. 10.2.5 п. 10 Порядка N 209н). В то же время расходы по оплате отдельных услуг и работ по утилизации, захоронению отходов поименованы в подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (пп. 10.2.6 п. 10 Порядка N 209н).
Таким образом, порядок применения КОСГУ зависит от характера услуг (работ), которые оказывает (выполняет) контрагент. То есть в зависимости от того, комплексная ли услуга по вывозу и утилизации отходов будет оказана или только их утилизация, зависит выбор подстатьи КОСГУ.
Однако необходимо учитывать, что в описании подстатьи 225 КОСГУ идет речь о расходах по вывозу и утилизации отходов производства. Испорченные (некачественные) товары не совсем соответствуют определению данного понятия, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Таким материальным запасам ближе понятие "отходы от использования товаров" - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Соответственно, если утилизация (уничтожение) испорченных товаров осуществляется не своими силами, а за плату, такие расходы некорректно рассматривать в рамках применения подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ вне зависимости от условий заключенного договора (контракта). Поэтому в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений для отражения расходов на оказание услуг по утилизации (уничтожению) некачественных товаров, целесообразно применение КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение |
Содержание хозяйственной операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
КРБ 1 401 20 226 (1 109 ХХ 226)*(1) |
КРБ 1 302 26 73Х*(2) |
0 401 20 226 (0 109 ХХ 226)*(1) |
0 302 26 73Х*(2) |
Начислены расходы за услугу (работу) по уничтожению (утилизации) испорченного товара |
2 |
КРБ 1 302 26 83Х*(2) |
КРБ 1 304 05 226 |
0 302 26 73Х*(2) |
Перечислена оплата контрагенту за уничтожение (утилизацию) с лицевого (банковского) счета учреждения |
Пример. Списание товара с истекшим сроком годности в пределах норм естественной убыли.
В результате проведения инвентаризации в столовой бюджетного образовательного учреждения выявлен шоколад, предназначенный для реализации, в количестве 4 шт. с истекшим сроком годности на сумму 252,00 руб. Торговая наценка на данный товар составила 44,00 руб. Профильной комиссией учреждения установлено, что порча товара была допущена в пределах норм естественной убыли. Принято решение о списании шоколада с учета. Утилизация продуктов осуществлена собственными силами учреждения, без отнесения на забалансовый счет 02.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения списание шоколада отражается с применением следующих корреспонденций счетов:
N п/п |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
1 |
2 401 20 272 (2 109 ХХ 272) *(1) |
2 105 38 446 |
252,00 |
Отражено списание шоколада с учета в пределах норм естественной убыли |
2 |
2 401 10 131 |
2 105 39 346 |
44,00 |
Способом "Красное сторно" произведена корректировка суммы торговой наценки по шоколаду, выбывающему с учета по причине естественной убыли |
Списание испорченного товара с установлением виновного лица и ущерба, нанесенному товару
Автономным учреждением приобретены сувенирные изделия с целью их дальнейшей перепродажи. Материальные ценности в количестве 26 шт. учтены на счете 2 105 38 000, стоимость товаров составила 300 000,00 руб., торговая наценка - 20 000, 00 руб. Часть товара (1/2) была залита водой. В учреждении осуществлена инвентаризация, оценен ущерб и составлен соответствующий документ. Ущерб в размере 160 000,00 руб. предъявлен организации, относящейся к сфере ЖКХ. Факт нанесения ущерба организация в добровольном порядке признала, подтвердив задолженность перед учреждением подписанием акта сверки. Сумма ущерба перечислена на лицевой счет автономного учреждения. Утилизация товаров осуществляется с привлечением сторонней организации, стоимость услуги составляет 1090, 00 руб. Оплата производится за счет средств от приносящей доход деятельности.
В учете автономного учреждения данная хозяйственная ситуация отражается следующими бухгалтерскими записями:
N п/п |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Содержание хозяйственной операции |
1 |
2 209 74 56Х *(2) |
2 401 10 172 |
160 000,00 |
Начислена сумма ущерба |
2 |
2 401 10 172 |
2 105 38 446 |
150 000,00 |
Отражено списание сувенирных изделий сверх норм естественной убыли |
3 |
2 401 10 172 |
2 105 39 346 |
10 000,00 |
Способом "Красное сторно" скорректирована торговая наценка в связи с выявленным ущербом, нанесенному сувенирам |
4 |
Увеличение забалансового счета 02 |
|
13,00 |
До момента утилизации сувениры учтены на забалансе в условной оценке: один объект, один рубль. |
5 |
2 401 20 226 (2 109 ХХ 226) *(1) |
2 302 26 73Х *(2) |
1090,00 |
Начислена задолженность перед контрагентом за услугу по утилизации испорченного товара |
6 |
2 201 11 510 |
2 209 74 66Х *(2) |
160 000,00 |
Отражено поступление денежных средств от виновного лица на лицевой счет учреждения в счет погашения ущерба |
7 |
2 302 26 73Х *(2) |
1090,00 |
Перечислена оплата контрагенту за услугу (работу) по утилизации сувениров |
|
8 |
|
Уменьшение |
13,00 |
Испорченные товары списаны с забалансового учета при их передаче специализированной организации для утилизации |
Формирование резерва
В некоторых ситуациях испорченные товары могут быть не только списаны с учета и при необходимости утилизированы (уничтожены), но и проданы по более низкой цене.
В соответствии с п. 32 стандарта "Запасы" материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо реализации, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения - резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее - резерв под снижение стоимости МЗ).
Порядок формирования резервов под снижение стоимости МЗ предусмотрен в стандарте "Запасы", а также разъяснен в Методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 (далее - Методические рекомендации).
Резерв под снижение стоимости МЗ - это разница между нормативно-плановой стоимостью для целей распоряжения (реализации) (или ценой продажи) и балансовой стоимостью материальных запасов (см. раздел 5 Методических рекомендаций). Такой резерв создается только по счетам "Товары" и "Готовая продукция, биологическая продукция" и только при условии, что нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.
Резерв под снижение стоимости МЗ относится на финансовый результат текущего отчетного года и создается в разрезе единиц бухгалтерского (бюджетного) учета материальных запасов. Кроме того в определенных случаях такой резерв подлежит уменьшению, а именно:
- при выбытии материальных запасов, по которым был образован резерв;
- при увеличении в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости для целей распоряжения (реализации) или цены продажи запасов, под снижение стоимости которых был сформирован резерв.
Уменьшение резерва под снижение стоимости МЗ относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
В учете учреждений формирование резерва под снижение стоимости товаров отражается с применением счета 0 114 88 000 "Резерв под снижение стоимости товаров" (см. приложение N 1 к Инструкции N 157н, п. 151.6 Инструкции N 157н). Бухгалтерские записи по созданию резерва под снижение стоимости товаров закреплены в п.п. 28, 41.4 Инструкции N 162н, п.п. 47, 67.9 Инструкции N 174н, п.п. 47, 67.9 Инструкции N 183н.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение |
Содержание хозяйственной операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
КРБ 1 401 20 274 |
КРБ 1 114 88 446 |
2 401 20 274 |
2 114 88 446 |
Сформирован резерв под снижение стоимости товаров, в случае если нормативно-плановая стоимость (цена) готовой продукции, биологической продукции и товаров для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась, вследствие чего балансовая стоимость готовой продукции, биологической продукции и товаров превышает нормативно-плановую стоимость |
2 |
КРБ 1 114 88 446 |
КРБ 1 105 38 446 |
2 114 88 446 |
2 105 38 446 (2 105 Х8 446 для АУ)*(1) |
Проданы товары по цене реализации ниже нормативно-плановой стоимости и с учетом ранее созданного резерва |
3 |
КРБ 1 114 88 446 |
КРБ 1 401 20 274 |
2 114 88 446 |
2 401 20 274 |
Уменьшен резерв под снижение стоимости товаров в случае выбытия материальных запасов, по которым был создан резерв |
4 |
КРБ 1 114 88 446 |
КРБ 1 401 20 274 |
2 114 88 446 |
2 401 20 274 |
Увеличена в последующих периодах нормативно-плановая стоимость товара, по которому ранее был создан резерв |
______________________________
*(1) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) Вместо "Х" указывается аналитическая составляющая кода КОСГУ, соответствующая типу контрагента.
Тема
Материальные запасы. Счет 105 00 (для бюджетной сферы)
См. также
Учет товаров (для бюджетной сферы)
Как организовать и провести инвентаризацию (для бюджетной сферы)
Инвентаризация активов и обязательств (для бюджетной сферы)
Документальное оформление списания материальных запасов (для бюджетной сферы)
Формы документов
Примеры заполнения Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.