Отражение в учете учреждения расчетов по иным доходам (счет 0 209 80 000) (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Случаи применения счета 0 209 80 000
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Как отразить недостачу денежных средств в кассе в отчетности
Случаи применения счета 0 209 80 000
В соответствии с пп. 220, 221 Инструкции N 157н для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, потерь финансовых активов, а также по иным доходам предназначен счет 0 209 80 000 "Расчеты по иным доходам".
Счет 0 209 80 000 детализируется следующими аналитическими счетами:
- 0 209 81 000 "Расчеты по недостачам денежных средств". На данном счете отражаются суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств;
- 0 209 82 000 "Расчеты по недостачам иных финансовых активов". Счет используется для отражения сумм выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств;
- 0 209 89 000 "Расчеты по иным доходам". Этот счет предназначен для оформления расчетов по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
Так, к примеру, счет 0 209 89 000 используется для отражения расчетов по поступлениям в бюджет в счет погашения сумм переплат пенсий, пособий и иных социальных выплат вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок в части возврата излишне выплаченных сумм единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, срочной пенсионной выплаты и накопительной пенсии (п. 12 постановления Правления ПФР от 25.12.2019 N 728п).
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Согласно п. 81 Стандарта "Концептуальные основы..." при установлении фактов хищений или недостач денежных средств, денежных документов или иных финансовых активов должна быть проведена инвентаризация (подробнее см. в Энциклопедии решений. Как организовать и провести инвентаризацию (для бюджетной сферы)).
Возмещение ущерба может осуществляться виновным лицом как в добровольном порядке, так и на основании судебных решений, кроме ситуаций, исключающих материальную ответственность работника (п. 220 Инструкции N 157н, ст. 239 ТК РФ). Причем если учреждение планирует удержать сумму недостачи или ущерба из заработной платы, то необходимо помнить об определенных ограничениях, установленных ст. 137, 138 ТК РФ.
В соответствии с п. 34 Стандарта "Доходы" доходы от возмещения ущерба признаются в учете на дату возникновения требования к плательщику возмещения ущерба. Доходы отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в сумме, указанной в соответствующих документах. Такие документы должны подтверждать право требования денежных средств (п. 35 Стандарта "Доходы"). Конкретного перечня документов, являющихся основанием для отражения в учете расчетов по иным доходам, нет. Следовательно, формы документов для подобных расчетов должны быть установлены и закреплены в учетной политике учреждения. К примеру, начисление сумм выявленных недостач, хищений, потерь финансовых активов, иных доходов может осуществляться на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Отражение операций на счете 0 209 80 000 оформляется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (п. 223 Инструкции N 157н). Аналитический учет по данному счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе (п. 222 Инструкции N 157н):
- лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц),
- правовых оснований,
- уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии).
Получатели бюджетных средств и органы власти (местного самоуправления) в 15 - 17 разрядах номера счета 0 209 81 000 отражают нули (п. 2 Инструкции N 162н). А вот бюджетные и автономные учреждения указывают нули по счету 0 209 81 000 в 1 - 17 разрядах номера счета (п. 2.1 Инструкции N 174н, п. 3 Инструкции N 183н). По счетам 0 209 82 000 и 0 209 89 000 Инструкциями по применению планов счетов исключений не предусмотрено.
Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств отражаются по дебету счета 0 209 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств" и кредиту счетов 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения", 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - при условии наличия решения суда о признании кредитной организации банкротом (пп. 52, 86 Инструкции N 162н, пп. 85, 109 Инструкции N 174н, пп. 88, 112 Инструкции N 183н).
Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов и иных финансовых активов (кроме денежных средств), отражаются по дебету счета 0 209 82 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам иных финансовых активов" и кредиту счетов 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами", 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" (п. 86 Инструкции N 162н, п. 109 Инструкции N 174н, п. 112 Инструкции N 183н).
Доходы от сумм, поступающих в связи с возмещением ущерба от недостач, хищений денежных средств и денежных документов, относятся на АнКВД 180 "Прочие доходы" и подстатью 189 "Иные доходы" КОСГУ (см. письмо Минфина России от 18.09.2020 N 02-05-10/82805).
Отражение в учете бюджетного (автономного) учреждения расчетов по недостаче денежных документов и возмещению их стоимости
По результатам проведенной внеплановой инвентаризации в кассе бюджетного (автономного) учреждения выявлена недостача конвертов с марками в количестве 10 шт. на сумму 273,00 руб. Денежные документы были приобретены за счет средств КФО 2. Стоимость недостающих конвертов с марками ответственное лицо возместило в кассу наличными денежными средствами.
В учете бюджетного (автономного) учреждения расчеты по недостаче денежных документов и возмещению их стоимости отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
2 401 10 172 |
2 201 35 610 |
273,00 |
Отражено выбытие денежных документов из кассы в связи с выявленной недостачей |
2 209 82 567 |
2 401 10 172 |
273,00 |
Отражена задолженность виновного лица в размере недостачи денежных документов |
2 201 34 510 |
2 209 82 667 |
273,00 |
Отражено поступление денежных средств в кассу в счет возмещения причиненного ущерба |
Как отразить недостачу денежных средств в кассе в отчетности
В бюджетной и бухгалтерской отчетности при формировании Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123, ф. 0503723) суммы выявленных недостач денежных средств отражаются по разному.
Субъектами бюджетной отчетности (казенными учреждениями, органами власти) суммы выявленных недостач денежных средств отражаются в строках 2900, 2901 (КОСГУ 273) в разделе 2 "Выбытия" Отчета (ф. 0503123), а также по строке 5020 раздела 3 Отчета (ф. 0503123) (п. 150 Инструкции N 191н). Дело в том, что недостача в кассе казенных учреждений отражается как увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 1 201 34 000, с указанием кода вида расходов 853 и подстатьи 273 КОСГУ, т.е. как расходная операция.
Для бюджетных и автономных учреждений порядок отражения недостачи денежных средств в отчетности иной. Объясняется это следующим.
При выявлении недостачи денежных средств в кассе учреждения данная сумма отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств" с указанием аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" и статьи 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ, т.е. недостача денежных средств отражается не как расходы учреждения, а как выбытие денежных средств по внутренним источникам финансирования дефицита средств учреждения (п. 2 письма Минфина России от 02.09.2019 N 02-06-10/67478).
В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) сумму выявленной недостачи денежных средств по АнКВИ 610 следует отразить в графе 7 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения":
- по строке 520 - как выбытие денежных средств (АнКВИ 610), со знаком "минус";
- по строке 720 - как уменьшение остатков средств, в положительном значении.
В свою очередь показатели Отчета (ф. 0503723) заполняются на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (абз. 2 п. 55.1 Инструкции N 33н).
Поскольку выбытие денежных средств в результате недостачи не является расходами учреждения и подлежит отражению по КОСГУ 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов", данный показатель не может быть отражен в строках 2900, 2901 (КОСГУ 273) в разделе 2 "Выбытия" Отчета (ф. 0503723).. Дело в том, что статья 610 КОСГУ не формирует показатели разделов 2 "Выбытия" и 4 "Аналитическая информация по выбытиям" Отчета (ф. 0503723). В случае заполнения строк 2900, 2901 сформируется недопустимое отклонение между показателями по строке 9000 "Расходы, всего" (сумма строк 2200, 3200) Отчета (ф. 0503723) и показателями строки 200 "Расходы, всего" Отчета (ф. 0503737), ведь недостача денежных средств отражается в Отчете (ф. 0503737) в строке 520 (АнКВИ 610) раздела 3 "Источники..." и не учитывается в расходах.
Учитывая порядок формирования Отчета (ф. 0503723) и обязательные контрольные соотношения между показателями Отчета (ф. 0503723) и Отчета (ф. 0503737), выбытие денежных средств в результате недостачи рекомендует отражать в третьем разделе Отчета (ф. 0503723):
- по строке 5020 (со знаком "плюс);
- по строке 4640 (со знаком "плюс").
Таким образом и внутридокументный, и междокументные контроли будут пройдены.
Кроме этого показатели счета 0 209 81 000 должны найти отражение в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) и в текстовой части раздела 4 Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760), в которой следует раскрыть информацию о причинах наличия показателей по счету 0 209 81 000.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.