Определение цены продуктов питания и готовых блюд при перепродаже (для бюджетной сферы)
Цена реализации продуктов питания (готовых блюд), приобретенных для перепродажи и учитываемых в организации бюджетной сферы как товар, - это продажная цена, по которой подразделение общепита предлагает питание клиентам.
Цена реализации определяется путем увеличения стоимости приобретения товара на сумму торговой наценки. Сумма торговой наценки включает в себя возмещение всех затрат на продажу товара, включая налоги, и обеспечивает получение прибыли (п. 4.7 письма Минэкономики РФ от 20.12.1995 N 7-1026 "О Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги").
К затратам на продажу относятся заработная плата персонала, стоимость аренды и/или содержания помещения, оплата обязательных коммунальных платежей, транспортные расходы и другие подобные затраты учреждения.
Торговая наценка определяется учреждением самостоятельно одним из следующих способов:
- стоимость реализации единицы продукции устанавливается приказом руководителя, и разница между этой стоимостью и ценой приобретения данного товара является торговой наценкой;
- торговая наценка устанавливается в процентах к покупной стоимости товара, и продажная стоимость получается в результате умножения покупной стоимости товара на предусмотренный процент торговой наценки.
Выбранный к использованию вариант установления торговой наценки организации бюджетной сферы следует закрепить в локальном акте, например, в учетной политике.
При определении продажной цены необходимо учитывать, что на некоторые виды товаров существует государственное регулирование цен.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В частности, основанием для ограничений является рост розничных цен на продовольственные товары на 30% и более в течение 30 календарных дней подряд. Ограничения могут вводиться на срок, не превышающий 90 календарных дней. Этим же Постановлением определен перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены: чай, молоко, хлеб, сахар и пр.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятым во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221, на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях допускается установление нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары, к которым относятся такие продукты питания, как чай, сахар, хлеб, молоко и др.
Государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов введено на территории 11 субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Алтай, Магаданская область, Амурская область.
Так постановлением Администрации Томской области от 26.12.2020 N 620а "Об установлении повышающих коэффициентов к розничной цене на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" установлен предельный размер повышающих коэффициентов только на сахар-песок и масло подсолнечное. А Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2020 N 673 "Об установлении предельных торговых надбавок к ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов" регулируются предельные торговые надбавки практически на весь перечень социально-значимых продовольственных товаров.
Кроме того, постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" предоставляет право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также наценки на продукты детского питания. Эти требования действуют на территории субъекта РФ и применяются всеми предприятиями общественного питания независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подведомственности.
В Волгоградской области Приказом комитета тарифного регулирования от 27.06.2018 N 20/2 устанавливается не только "Порядок государственного регулирования предельных наценок на продукцию (товары), реализуемую предприятиями общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования на территории Волгоградской области", но и Методические указания к его исполнению, в которых доведены терминология, порядок расчета основных показателей для определения предельной торговой наценки и даже формы документов для проведения расчетов.
В Республике Татарстан постановлением Государственного комитета по тарифам от 03.11.2017 N 8-2/соц "Об установлении предельных максимальных уровней наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Татарстан" на товары покупные (без кулинарной обработки) просто устанавливается предельный максимальный уровень наценки в размере 30%.
И если нормативно-правовым актом субъекта РФ установлено, что определенные расчетным путем цены на продукцию, реализуемую учреждением, необходимо согласовать с учредителем, безусловно, учреждение обязано это сделать.
За нарушение порядка ценообразования предусмотрена административная ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ.
Так как торговая наценка должна покрывать расходы, возникающие в результате оказания услуг общественного питания, то ее размер должен превышать минимальный, определяемый как процент от соотношения ежемесячных затрат учреждения на продажу к покупной стоимости товара, запланированного к реализации в этом месяце:
,
Важным фактором при расчете торговой наценки является статус учреждения в части уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Если НДС является возмещаемым налогом, то есть предъявляется к вычету, в стоимость товара он не включается. Если же учреждение не платит НДС, то "входной" налог является невозмещаемым и включается в стоимость приобретения товара (п. 2 ст. 170 НК РФ), но только до или на момент принятия товара на учет. То есть "входной" НДС может как включаться в покупную стоимость товаров и в затраты на продажу, так и не участвовать в формировании стоимости приобретения товаров, что в значительной мере влияет на размер минимальной торговой наценки.
Пример 1. Расчет минимальной цены реализации при перепродаже товара учреждением, которое не платит НДС
На покупку товара со сроком планируемой реализации 1 месяц потрачено 120 000 руб. (в т.ч. НДС 20 000 руб.). Покупная стоимость товара составит 120 000 руб.
Помещение общепита принадлежит учреждению: расходы на содержание (влажная уборка) составляют 4 000 руб. (без НДС), обязательные коммунальные платежи - 6 000 руб. (в т.ч. НДС 1 000 руб.). Месячный фонд оплаты труда персонала с учетом страховых взносов составляет 50 000 руб.
Ежемесячные затраты на продажу составят: 4 000 (содержание) + 6 000 (коммунальные) + 50 000 (ФОТ с учетом страховых взносов) = 60 000 руб.
Минимальная торговая наценка (в %) = 60 000/120 000 * 100 % = 50,0 %
Покупная стоимость 1 порции завтрака (готовое блюдо) - 60 руб. (без НДС), 1 порции обеда (готовое блюдо) - 120 руб. (в т.ч. НДС 20 руб.).
Тогда минимальная стоимость реализации 1 порции завтрака определим, увеличив покупную стоимость на торговую наценку:
60 руб.+ 60 руб. х 50 % = 90 руб. (без НДС)
Аналогично определим минимальную стоимость реализации 1 порции обеда:
120 руб. + 120 руб. х 50 % = 180 руб. (без НДС)
Пример 2. Расчет минимальной цены реализации при перепродаже товара учреждением - плательщиком НДС
Если учреждение является плательщиком НДС, то "входной" НДС берется к вычету.
На покупку товара со сроком планируемой реализации 1 месяц потрачено 120 000 руб. (в т.ч. НДС 20 000 руб.). Покупная стоимость товара составит 100 000 руб. (НДС взят к вычету).
Помещение общепита принадлежит учреждению: расходы на содержание (влажная уборка) составляют 4 000 руб. (без НДС), обязательные коммунальные платежи - 6 000 руб. (в т.ч. НДС 1 000 руб.). Месячный фонд оплаты труда персонала с учетом страховых взносов составляет 50 000 руб.
Ежемесячные затраты на продажу составят: 4 000 (содержание) + 5 000 (коммунальные, НДС с коммунальных берется к вычету) + 50 000 (ФОТ с учетом страховых взносов) = 59 000 руб.
Минимальная торговая наценка (в %) = 59 000/100 000 * 100 % = 59,0 %
Покупная стоимость 1 порции завтрака (готовое блюдо) - 60 руб. (без НДС), 1 порции обеда (готовое блюда) - 120 руб. (в т.ч. НДС 20 руб.).
Минимальная стоимость реализации 1 порции завтрака определим, увеличив покупную стоимость на торговую наценку:
60 руб.+ 60 руб. х 59 % = 95,40 руб. (без НДС) + 19,08 руб. (НДС 20 %) = 114,48 руб.
Аналогично определим минимальную стоимость реализации 1 порции обеда:
100 руб. (НДС взят к вычету) + 100 руб. х 59 % = 159 руб. (без НДС) + 31,80 руб. (НДС 20 %) = 190,80 руб.
Минимальный размер торговой наценки обеспечивает безубыточность деятельности общепита. Если же организация бюджетной сферы планирует получить прибыль, то необходимо ускорить сроки реализации товара или повысить наценку на планируемый размер рентабельности.
Пример 1. Расчет цены реализации при перепродаже товара учреждением, которое не платит НДС, с учетом рентабельности
На покупку товара со сроком планируемой реализации 1 месяц потрачено 150 000 руб. (в т.ч. НДС 25 000 руб.). Покупная стоимость товара составит 150 000 руб.
Помещение для оказания услуг общепита учреждение арендует за 12 000 руб. в месяц (в т.ч. НДС 2 000 руб.), обязательные коммунальные платежи - 3 000 руб. (в т.ч. НДС 500 руб.), прочие расходы на продажу (салфетки на столе, элементы декора, замена посуды и прочее) - 6 000 руб. (без НДС), месячный фонд оплаты труда персонала с учетом страховых взносов - 50 000 руб.
Ежемесячные затраты на продажу составят: 12 000 (аренда) + 3 000 (коммунальные) + 6 000 (прочие) + 50 000 (ФОТ с учетом страховых взносов) = 71 000 руб.
Уровень рентабельности определен исходя из среднеотраслевого уровня рентабельности с учетом инфляционных процессов и установлен локальным документом в размере 12 %.
Плановая прибыль составит: 12 % (рентабельность) х (150 000 руб. (покупная стоимость товара) + 71 000 руб. (затраты на продажу)) = 26 520 руб.
Торговая наценка (в %) = (71 000 руб. + 26 520 руб.) / 150 000 руб. х 100 % = 65,0 %
Покупная стоимость 1 пирожного (готовое блюдо) - 60 руб. (без НДС), 1 пиццы (готовое блюдо) - 90 руб. (в т.ч. НДС 15 руб.).
Стоимость реализации 1 пирожного для обеспечения заданного уровня рентабельности определим, увеличив покупную стоимость на торговую наценку:
60 руб.+ 60 руб. х 65 % = 99,00 руб. (без НДС)
Аналогично определим стоимость реализации 1 пиццы:
90 руб. + 90 руб. х 65 % = 148,50 руб. (без НДС)
Локальным актом учреждения предусмотрено округление цены реализации товара стоимость свыше 50 руб. в большую сторону до стоимости, кратной 5. Тогда цена реализации будет установлена: 100 руб. за 1 пирожное, 150 руб. за 1 пиццу.
Пример 2. Расчет цены реализации при перепродаже товара учреждением - плательщиком НДС, с учетом рентабельности
Если учреждение является плательщиком НДС, то "входной" НДС берется к вычету.
На покупку товара со сроком планируемой реализации 1 месяц потрачено 150 000 руб. (в т.ч. НДС 25 000 руб.). Покупная стоимость товара составит 125 000 руб.
Помещение для оказания услуг общепита учреждение арендует за 12 000 руб. в месяц (в т.ч. НДС 2 000 руб.), обязательные коммунальные платежи - 3 000 руб. (в т.ч. НДС 500 руб.), прочие расходы на продажу (салфетки на столе, элементы декора, замена посуды и прочее) - 6 000 руб. (без НДС), месячный фонд оплаты труда персонала с учетом страховых взносов - 50 000 руб.
Ежемесячные затраты на продажу составят: 10 000 (аренда, НДС взят к вычету) + 2 500 (коммунальные, НДС взят к вычету) + 6 000 (прочие) + 50 000 (ФОТ с учетом страховых взносов) = 68 500 руб.
Уровень рентабельности определен исходя из среднеотраслевого уровня рентабельности с учетом инфляционных процессов и установлен учетной политикой в размере 12 %.
Плановая прибыль составит: 12 % (рентабельность) х (125 000 руб. (покупная стоимость товара) + 68 500 руб. (затраты на продажу)) = 23 220 руб.
Торговая наценка (в %) = (68 500 руб. + 23 220 руб.) / 125 000 руб. х 100 % = 73,4 %
Покупная стоимость 1 пирожного (готовое блюдо) - 60 руб. (без НДС), 1 пиццы (готовое блюдо) - 90 руб. (в т.ч. НДС 15 руб.).
Стоимость реализации 1 пирожного для обеспечения заданного уровня рентабельности определим, увеличив покупную стоимость на торговую наценку:
60 руб.+ 60 руб. х 73,4 % = 104,04 руб. (без НДС) + 20,81 руб. (НДС 20 %) = 124,85 руб.
Аналогично определим стоимость реализации 1 пиццы:
75 руб. (НДС взят к вычету) + 75 руб. х 73,4 % = 130,05 руб. (без НДС) + 26,01 (НДС 20 %) = 156,06 руб.
Локальным актом учреждения предусмотрено округление цены реализации товара стоимость свыше 50 руб. в большую сторону до стоимости, кратной 5. Тогда цена реализации будет установлена: 125 руб. за 1 пирожное, 160 руб. за 1 пиццу.
Следует отметить, что для разных групп товаров можно применять разные размеры торговой наценки, и даже разные способы торговой наценки. Например, стоимость одних продуктов питания установить приказом руководителя, а стоимость других определять расчетом с использованием процентной торговой наценки. В целях удобства расчетов цена реализации может быть округлена по правилам, установленным в локальном акте учреждения.
Стоимость чая, кофе, хлебобулочных изделий в буфете удобно установить в фиксированном размере приказом руководителя, а стоимость закупленных готовых блюд наценивать с использованием процентной торговой наценки, используя округление цены по правилам, закрепленным локальным актом.
Если используете способ установления цены реализации приказом руководителя, то целесообразно сравнивать полученную торговую наценку с расчетной величиной, учитывающей рентабельность, после каждого изменения закупочной цены во избежание убыточности ведения деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.