Учет средств, полученных по программе ОМС: доходные и расходные операции бюджетных и автономных учреждений
Смотрите в этом материале:
- Доходы. Правила формирования счетов учета
- Доходы. Корресподенция счетов
Если федеральное государственное учреждение здравоохранения работает одновременно по двум программам: Базовой и Территориальной, то в рамках Учетной политики учреждения следует предусмотреть дополнительный аналитический признак, позволяющий вести раздельный учет полученных и расходуемых средств по договору с ФФОМС (базовая программа) и страховой организацией/ТФОМС (территориальная программа) (письмо ФФОМС от 17.02.2021 N 00-10-50-06/863).
Правила формирования счетов для учета, полученных по договорам за оказание медицинской помощи в системе ОМС
Хозяйственные операции по отражению в учете получения медицинским учреждением средств по Договорам за оказание медицинской помощи в системе ОМС относятся к доходным операциям.
Основные правила формирования счетов учета доходов:
|
Тип учреждения: бюджетное или автономное |
Аналитическая группа подвида доходов (15 -17 разряды) |
АнКВД 130 Основание:абз. 8 п. 12.1.3 приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н) |
КФО (18 разряд) |
КФО |
Основание:абз. 33 п. 21 Инструкции N 157н | |
Синтетические счета учета (19 - 23 разряды) |
205 32 "Расчеты по доходам от оказания услуг по программе ОМС" |
401 10 "Доходы текущего финансового года | |
КОСГУ (24 -26 разряды) |
Для ведения расчетов (счет 205 32) : - если контрагент ФФОМС или ТФОМС, то КОСГУ 561/661 (негосударственные фонды ОМС следует относить к участникам бюджетного процесса см. п. 13.5.1 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н) - если контрагент страховая компания, то КОСГУ 565/665 (страховую компанию следует относить к финансовым организациям) Основание: п.п. 13.6.1, 13.6.5, 14.6.1 и 14.6.5 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н |
Для отражения сумм доходов (счет 401 10) КОСГУ 132 Основание: п. 9.3.2 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н | |
Дополнительная аналитика |
Для предоставления отчетности внешним пользователям рекомендуем предусмотреть организацию аналитики: - по видам программ ОМС: базовой, за счет средств ФФОМС и территориальной, за счет средств ТФОМС; - для Территориальной программы ОМС по типу застрахованных: страхование субъекта РФ или иногородние граждане; - по видам тарифа: подушевое финансирование; вознаграждений за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи; за единицу объема, за законченный случай; - по видам помощи: амбулаторно-поликлиническая, специализированная, высокотехнологическая помощь, скорая помощь. |
Первичные документы |
Рекомендуем отражать хозяйственные операции по получению средств ОМС на основании следующих документов: - выписка лицевого счета и заявка на авансирования - для учета поступления авансовых платежей от ФФОМС или Страховой компании; - счет на оплату медицинской помощи и реестр счета с учетом результатов проведенного контроля ФФОМС или ТФОМС оказанной медицинской помощи - для отражения дохода за прошедший месяц; - выписка лицевого счета - для учета поступления итоговых расчетов за оказанную медицинской помощи от ФФОМС, ТФОМС, Страховой компании; - Акт МЭК, МЭЭ, экспертизы качества медицинской помощи с указанием суммы неоплаты оказанной медицинской помощи - для отражения сумм возврата, ранее полученных авансовых платежей. |
Корреспонденция счетов для отражения доходов, полученных по программе ОМС.
Поступление средств ОМС отражается по дебету счета 7 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 7 205 32 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" (п. 73 Инструкции N 174н, п. 73 Инструкции N 183н).
Планом ФХД на соответствующий финансовый год, отражаются по дебету счета 7 507 Х0 132 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и кредиту счета 7 504 Х0 132 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения".
Начисление доходов медицинскими бюджетными (автономными) учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС, отражается по дебету счета 7 205 32 565 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" и кредиту счета 7 401 10 132 "Доходы от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" (п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н).
Пример. Отражение в учете медицинского учреждения поступлений в виде средств ОМС
Медицинское учреждение включено в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС. Решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС учреждению установлен объем предоставления медицинской помощи. Медицинским учреждением со страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Учреждением подана заявка на авансирование медицинской помощи на июнь текущего года. В конце мая на отдельный лицевой счет учреждения от страховой медицинской организацией поступили средства ОМС в сумме 1 500 000,00 руб. Согласно счету на оплату медицинской помощи и реестра счетов, выставленных учреждением страховой медицинской организации по итогам июня, сумма к оплате за медицинскую помощь за июнь составила 1 550 000,00 руб.
В учете бюджетного (автономного) учреждения операции по поступлению средств ОМС отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание хозяйственной операции |
7 507 10 132 |
7 504 10 132 |
18 000 000,00 |
Отражены суммы доходов (поступлений) средств ОМС медицинского учреждения, утвержденных Планом ФХД на текущий год |
7 201 11 610 |
7 205 32 665 |
1 500 000,00 |
Поступили средства ОМС на отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения на основании заявки на авансирование |
Увеличение 17 (АнКВД 130, КОСГУ 132) | |||
7 205 32 565 |
7 401 10 132 |
1 550 000,00 |
Начислены доходы текущего года на основании счета на оплату медицинской помощи, реестра счетов |
Правила формирования счетов для отражения расходов за счет средств ОМС
|
Тип учреждения бюджетное или автономное |
Аналитическая группа подвида доходов (15 -17 разряды) |
КВР 11Х, 244, 851, 852
Основание: п. 48 приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н |
КФО (18 разряд) |
КФО |
Основание:абз. 33 п. 21 Инструкции N 157н | |
Синтетические счета учета (19 - 23 разряды) |
по Дебету 109 ХХ "Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, услуг Порядок выбора счета смотрите в нашем материале |
по Кредиту 101 2Х, 101 3Х, 104 2Х, 104 3Х, 104 4Х, 104 6Х, 105 ХХ, 302 1Х, 302 2Х, 302 66, 302 67, 303 00 | |
КОСГУ (24 -26 разряды) |
По правилам формирования, установленного для соответствующего счета. Указания на выбор КОСГУ смотрите в нашем Путеводителе по бухгалтерскому учету |
Дополнительная аналитика |
Для предоставления отчетности внешним пользователям рекомендуем предусмотреть организацию аналитики: - по видам программ ОМС: базовой, за счет средств ФФОМС и территориальной, за счет средств ТФОМС; - для Территориальной программы ОМС по видам медицинской помощи: стационарная, амбулаторная, стоматологическая, услуги дневного стационара, скорая помощь (вне медицинской организации), и другие |
Первичные документы |
Рекомендуем отражать хозяйственные операции по расходованию средств ОМС на основании следующих документов: - Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) или Расчетная ведомость (ф. 0504402); - Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421); - Приказы по личному составу; - Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425); - Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210); - Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205); - Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230); - Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202); - Акт приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств (ф. 0504103); - Авансовый отчет (ф. 0504505); - Бухгалтерская справка (ф. 0504833); - Иные первичные документы, определенные учреждением в рамках Учетной политики для основания списания затрат на счет 109 00 или 401 20 |
Порядок отражения себестоимости услуг по ОМС учреждениями здравоохранения на счетах учета: счет 109 00 или счет 401 20
Счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" применяется для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 58 Инструкции N 174н, п. 58 Инструкции N 183н). Расходы, формирующие себестоимость, учитываются на данном счете в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов. Применение счета 109 00 не зависит от вида деятельности и типа учреждения. Главное условие в целях применения данного счета - соотнесение конкретных расходов с определенным видом деятельности, и как следствие, включение их в себестоимость услуг (работ). Порядок отнесения тех или иных расходов на соответствующий аналитический счет счета 109 00 закрепляется в учетной политике учреждения (пп. 60, 61 Инструкции N 174н, пп. 60, 61 Инструкции N 183н).
Упоминание тех или иных расходов в структуре тарифа на оказание медицинской помощи в рамках ОМС указывает на правомерность осуществления таких расходов при условии, что необходимость их осуществления напрямую связана с оказанием соответствующих услуг, либо такие расходы относятся к общехозяйственным расходам.
По общему правилу на счет 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" относятся расходы, понесенные в рамках конкретного вида деятельности, но не формирующие себестоимость услуг (работ) в рамках такого вида деятельности, а также расходы, которые носят разовый (непостоянный) или чрезвычайный характер и не могут быть соотнесены с определенным видом деятельности учреждения. Специалисты финансового ведомства в качестве расходов, не подлежащих включению в себестоимость готовой продукции (работ, услуг), определяют расходы, потребность в которых для оказания учреждением услуг на отчетный период не прогнозировалась, а актуальность их на более длительный период не может быть оценена (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 13.08.2020 N 02-06-10/73034).
Таким образом, на счет 7 401 20 200 могут быть отнесены те расходы, которые правомерно осуществлены за счет средств ОМС, но при этом потребность в которых для оказания учреждением услуг в рамках соответствующего вида деятельности на отчетный период не прогнозировалась, а актуальность их на более длительный период не может быть оценена.
Пример. Формирование себестоимости услуг в рамках деятельности по ОМС в части расходов на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ
Бюджетное учреждение является медицинским. Недвижимое имущество и ОЦДИ закреплено за бюджетным учреждением и числится на КФО 4. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в рамках платной деятельности, деятельности по госзаданию и деятельности по программе ОМС. В расчет нормативных затрат субсидии на госзадание, а также в тарифное соглашение в сфере ОМС заложены расходы на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ. На какой счет (109 00 или 401 20) бюджетному учреждению отнести расходы за счет средств ОМС на содержание недвижимого имущества, ОЦДИ?
Расходы бюджетного учреждения на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, осуществляемые за счет средств, полученных по программе ОМС, могут формировать себестоимость услуг, то есть списываться в дебет счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", если такие расходы непосредственно участвуют в деятельности по оказанию медицинской помощи, а также изначально заложены в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
При этом КФО, в рамках которого учитывается имущество, не имеет принципиального значения. Главное условие для правомерного осуществления расходов - использование имущества при оказании медицинской помощи в рамках ОМС.
Тема
Порядок осуществления бюджетными и автономными учреждениями операций с денежными средствами
См. также
Cредства обязательного медицинского страхования
Доходы и расходы медицинских организаций по программе ОМС
Финансовое обеспечение медицинских учреждений. Памятка бухгалтеру бюджетной сферы
Нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Волгина Ю.Н., внутренний аудитор ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н., Лисицин П.Е.