Туристический налог (для бюджетной сферы) Смотрите в этом материале Освобождение от налогообложения С 1 января 2025 года предусматривается взимание туристического налога (Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ). Он относится к местным налогам и сборам, установленным НК РФ (п. 4 ст. 15 НК РФ) и вводится нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА представительного органа федеральной территории "Сириус") (п. 1 ст. 418.1 НК РФ). В соответствии со ст. 418.2 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 418.3 НК РФ.
Какие услуги облагаются туристическим налогом?
Объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус") и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 418.3 НК РФ). Федеральным законом от 29.10.2024 N 362-ФЗ ст. 418.3 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому объектом налогообложения туристическим налогом признаются услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению. Налог в этом случае будет исчисляться в минимальном размере. ПримечаниеПредполагается внесение изменений в Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ, который пока не содержит упоминание о реестре классифицированных средств размещения, порядке его формирования, ведения и утверждения. В Госдуме рассматривается законопроект, который содержит соответствующие положения. Под средствами размещения понимается имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц (ст. 1 Федерального закона N 132-ФЗ). На сегодняшний день классификации подлежат гостиницы (постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860, далее - Положение N 1860). Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных Положением N 1860. К гостиницам не относятся средства размещения, в частности, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций (ст. 1 Федерального закона N 132-ФЗ). Соответственно, согласно п. 7 Положения N 1860 не подлежат классификации средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, а также общежития, туристские приюты, туристские стоянки, дома-кордоны, в том числе расположенные на земельных участках особо охраняемых природных территорий, а также иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги. Санаторно-курортные организации проходят классификацию по своему усмотрению. С 1 сентября 2024 года действует приказ Минэкономразвития РФ от 09.01.2024 N 3, которым утвержден порядок ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (до этого применялся приказ Федерального агентства по туризму от 27.11.2020 N 439-Пр-20). За нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг предусмотрена административная ответственность по ст. 14.39 КоАП.
В отношении каких категорий физических лиц предусмотрено освобождение от туристического налога?
Освобождение от туристического налога предусмотрено при размещении некоторых категорий физлиц (при условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих соответствующий статус) (п. 2 ст. 418.4 НК РФ): - удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней; - участников и инвалидов ВОВ, участников СВО, ветеранов и инвалидов боевых действий; - награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", "Житель осажденного Севастополя", "Житель осажденного Сталинграда"; - работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств; - инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов. Кроме того, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган ФТ "Сириус") вправе устанавливать дополнительные категории физических лиц, стоимость услуг по временному проживанию которых не включается в налоговую базу (п. 2 ст. 418.1, п. 3 ст. 418.4 НК РФ).
Как определяется налоговая база по туристическому налогу?
Согласно п. 1 ст. 418.4 НК РФ налоговая база определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения (его части) без учета сумм налога и НДС.
Какие налоговые ставки установлены по туристическому налогу?
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих (п. 2 ст. 418.1, ст. 418.5 НК РФ): - в 2025 году - 1 %; - в 2026 году - 2 %; - в 2027 году - 3 %; - в 2028 году - 4 %; - с 2029 года - 5 % от налоговой базы. С учетом сезонности и (или) категории средства размещения налоговые ставки могут быть дифференцированы (п. 2 ст. 418.5 НК РФ).
Как учреждению рассчитать туристический налог?
Туристический налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу. При этом предусмотрен минимальный налог - произведение 100 рублей и количества суток проживания (ст. 418.7 НК РФ). В случае, если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма туристического налога определяется в размере минимального налога. Следовательно, в случае, если сумма туристического налога, рассчитанная исходя из стоимости услуги по временному проживанию, будет меньше суммы минимального налога, туристический налог должен быть уплачен налогоплательщиком в размере минимального налога. Пример расчета туристического налога Иванов И. И. на 5 дней остановится в гостинице. Стоимость проживания = 3 000 рублей в сутки. Ставка туристического налога = 0,5 %. Туристический налог = 3 000 рублей х 5 суток х 0,5 % = 75 рублей. Минимальная сумма туристического налога = 100 рублей х 5 суток = 500 руб. Таким образом, туристический налог придется заплатить в размере 500 рублей, а не 75 рублей.
Общая сумма туристического налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода - квартала (ст. 418.6 НК РФ) как сумма сумм налогов, исчисленных по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения (п. 2 ст. 418.7 НК РФ). ВниманиеСпециалисты Минфина и ФНС полагают, что в целях расчета туристического налога понятие "полный расчет" эквивалентно, к примеру, полной предоплате. Согласно их позиции, налог будет рассчитываться в течение того налогового периода, в котором осуществлялась полная оплата лицом, приобретающим услугу по временному проживанию. Исчисление производится исходя из налоговой ставки, действующей в указанный налоговый период. При этом расчет налога не зависит от даты фактического получения услуги в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги.(Информация ФНС от 13 ноября 2024 года, письмо Минфина России от 05.11. 2024 N 03-05-08/108773).*(1)
Порядок и сроки уплаты туристического налога
Туристический налог уплачивается не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения средства размещения (ст. 418.8 НК РФ). ПримечаниеИзначально предполагалось, что уплата туристического налога осуществляется не в качестве единого налогового платежа. Однако Федеральным законом от 29.10.2024 N 362-ФЗ туристический налог предложено включить в ЕНП. Представление учреждением налоговой отчетности по туристическому налогу
Налоговая декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения средства размещения (п. 1 ст. 418.9 НК РФ). Пунктом 2 ст. 418.9 НК РФ установлено право представлять единую декларацию: налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), вправе представлять налоговую декларацию в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по месту нахождения средств размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"). Уведомление необходимо представить не позднее 30 дней до установленного срока представления налоговой декларации однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган, в который представляется налоговая декларация. ПримечаниеФНС разработала форму декларации по туристическому налог (проект Приказа ФНС России (подготовлен 30.08.2024)). Этим Приказом будут утверждены: - форма налоговой декларации по туристическому налогу; - порядок заполнения налоговой декларации по туристическому налогу; - формат представления налоговой декларации по туристическому налогу в электронной форме. В декларации предусмотрены 3 части: 1) Титульный лист; 2) Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет"; 3) Раздел 2 "Сведения об объектах налогообложения и расчет суммы налога" (отдельно в отношении каждого средства размещения). Планируется, что приказ вступит в силу по истечении двух месяцев после дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2025, и будет применяться начиная с представления налоговой декларации по туристическому налогу за первый квартал 2025 года. _______________________________________ *(1) Позиция чиновников представляется спорной. Налоговый кодекс не определяет понятие "полный расчет". Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853, сроки и порядок оплаты гостиничных и иных платных услуг определяются договором. При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель обязан выдать ему кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности. Закон N 54-ФЗ о применении ККТ также не содержит определение "полного расчета", а внесение предоплаты / аванса в полной сумме, также как их зачет и возврат - это только одни из видов расчетов. Термин "полный расчет" содержится в приказе ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию". Реквизит "ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ" формируется в печатной форме кассового чека при полной оплате, в том числе с учетом аванса / предварительной оплаты в момент передачи предмета расчета. При оказании услуг, в том числе по предоставлению мест для временного проживания, кассовый чек с указанием полного расчета должен быть сформирован по факту оказания услуги при выезде гостя. Следовательно, и осуществить корректный расчет туристического налога возможно только на дату полного расчета по факту выполнения обязательств сторон. Предложенный Минфином и ФНС порядок расчета неизбежно приведет к необходимости корректировки сумм налога в случаях незаезда гостей, сокращения или продления сроков их пребывания в объекте размещения. Поскольку налоговый период по туристическому налогу - квартал, то при корректировке сумм налога, исчисленного с предоплаты в периоде, предшествующем оказанию услуг, вероятно придется подавать уточняющие декларации. Кроме того, Налоговый кодекс допускает установление дифференцированных ставок, в том числе в зависимости от сезона. В таком случае очевидно, что расчет нужно производить именно в периоде оказания услуг по соответствующей ставке налога, а не в периоде получения аванса.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.