Учет излишков материалов, выявленных при инвентаризации
(для госсектора)
При проведении инвентаризации в организации выявлены излишки материалов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эти материалы?
Юридические аспекты
Неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости (п. 31 Инструкции N 157н, п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н под оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
В бюджетных и автономных учреждениях оприходованное по результатам инвентаризации имущество, по общему правилу, не может рассматриваться как закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет выделенных собственником средств. Соответственно, этим имуществом учреждение отвечает по свои обязательствам и может распоряжаться без согласия собственника (за исключением недвижимого имущества бюджетных учреждений) (п.п. 5, 6 ст. 123.22, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). При таких обстоятельствах вполне обоснованным будет решение субъекта учета, закрепленное в учетной политике, согласно которому излишки приходуются по виду финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность".
Если же будет выяснено, что выявленные отклонения фактических данных о наличии имущества от данных учета обусловлены ошибками или злоупотреблениями, то в этом случае не числившееся в учетных регистрах имущество может быть учтено по результатам разбирательства по виду финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания". Такое решение, к примеру, может быть принято, если будет достоверно установлено, что "излишнее" имущество было получено от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, но документы по каким-либо причинам не были представлены в бухгалтерию.
Бухгалтерский учет и отчетность
Согласно п. 98 Инструкции N 157н для учета материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров предназначен счет 0 105 00 000 "Материальные запасы".
Оприходование неучтенных материальных запасов, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н).
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждена приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Суммы поступлений объектов нефинансовых активов в результате принятия к учету ранее неучтенных объектов отражаются в графе 7 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) (п. 166 Инструкция N 191н).
Суммы поступлений объектов нефинансовых активов, оприходованных по результатам инвентаризации, отражаются:
- в графе 7 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) (абзац 12 п 166 Инструкции N 191н)
- в графе 7 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) (абзац 10 п. 68 Инструкции N 33н).
В налоговой отчетности доходы в виде излишков материальных запасов и иного имущества, выявленных в результате инвентаризации, отражаются по строке 104 приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КДБ 1 401 10 180 | 0 401 10 180 | Оприходование неучтенных материальных запасов, выявленных при инвентаризации | ||
2 | 2 401 10 180 | Начислен налог на прибыль |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н) утвержден перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению.
Для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов составляется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В Инвентаризационной описи (ф. 0504087) отражаются: наименование и код объекта учета, инвентарный номер, единицу измерения; сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество); сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма). Опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
По итогам проведения инвентаризации составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), в которой фиксируются выявленные в ходе инвентаризации расхождения с данными бухгалтерского учета (недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении).
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) прикладывается к Акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Основанием для составления акта является Инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
Пример заполнения приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно п. 20 ст. 250 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 20 ст. 250 НК РФ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
В случае если имела место пересортица, то она не является недостачей товарно-материальных ценностей. Объемы зачтенной пересортицы не подлежат оприходованию в качестве окончательных излишков. В связи с этим нет оснований для отражения дохода на всю сумму излишков и для начисления налога на прибыль на эту сумму (см. постановление ФАС Московского округа от 22.03.2013 N Ф05-1953/13).
Доходы казенного учреждения в виде стоимости материальных запасов, полученных в результате инвентаризации как излишки, образовавшиеся из-за ошибок в учете имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных средств, не учитываются при налогообложении прибыли (см. письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-03-05/47288).
Казенное учреждение
В ходе проведения годовой инвентаризации обнаружены неучтенные строительные материалы, их оценочная стоимость составила 8 000,00 руб.
В бухгалтерском учете казенного учреждения следует отразить записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КРБ 1 105 34 340 | КДБ 1 401 10 180 | 8 000,00 | Оприходованы неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации |
Бюджетное (автономное) учреждение
В бюджетном (автономном) учреждении при смене материально ответственного лица была проведена инвентаризация имущества. По результатам проведения инвентаризации выявлен неучтенный на балансе монитор. По решению профильной комиссии оценочная стоимость монитора составила 5 500 руб.
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения следует отразить записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 105 36 340 | 2 401 10 180 | 2 105 36 000 | 2 401 10 180 | 5 500,00 | Оприходованы неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации |
2 401 10 180 | 2 303 03 730 | 2 401 10 180 | 2 303 03 000 | 1 100,00 | Начислен налог на прибыль |
Учет излишков материалов, выявленных при инвентаризации
При проведении инвентаризации в организации выявлены излишки материалов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эти материалы?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.