Учет расчетов при возврате части страховой премии по договору ОСАГО (для госсектора)
Учреждение заключило договор ОСАГО сроком на 12 месяцев и перечислило денежные средства в оплату страховки. В следующем году в связи с досрочным расторжением договора страховая компания возвращает остаток неиспользованной страховой премии на лицевой счет учреждения. Как оформить данную операцию в бухгалтерском учете, отчетности и в целях налогообложения?
Юридические аспекты
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом N 40-ФЗ и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
По общему правилу срок действия договора ОСАГО составляет один год (п. 1 ст. 10 Закона N 40-ФЗ). Конкретные моменты начала и окончания срока действия договора указываются в полисе ОСАГО.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 40-ФЗ при возникновении права владения транспортным средством (в том числе при получении его в оперативное управление) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее, чем через десять дней после возникновения права владения им.
Основания и порядок досрочного прекращения договора ОСАГО определены п.п. 1.13-1.17 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила N 431-П).
События, при наступлении которых договор ОСАГО расторгается в обязательном порядке, приведены в п. 1.13 Правил N 431-П. Вот перечень тех из них, при наступлении которых часть страховой премии возвращается страхователю (согласно абз. 1 п. 1.16 Правил N 431-П):
- смерть гражданина - страхователя или собственника;
- ликвидация страховщика;
- гибель (утрата) транспортного средства, указанного в полисе ОСАГО;
- иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
Датой досрочного прекращения действия договора ОСАГО считается дата соответствующего события, возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов (абз. 3 п. 1.16 Правил N 431-П).
События, при наступлении которых страхователь может расторгнуть договор ОСАГО с возвратом части страховой премии (согласно п.п. 1.14, абз. 1 п. 1.16 Правил N 431-П):
- отзыв лицензии страховщика;
- замена собственника транспортного средства.
Датой досрочного прекращения действия договора ОСАГО в таких ситуациях считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора и документального подтверждения факта, послужившего основанием для его прекращения (абз. 4 п. 1.16 Правил N 431-П).
Страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора ОСАГО или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (см. также п. 4 ст. 10 Закона N 40-ФЗ).
Часть страховой премии возвращается страхователю (его законным представителям, наследникам) в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком сведений о случаях, при которых договор ОСАГО расторгается в обязательном порядке, или заявления страхователя о досрочном прекращении договора обязательного страхования (абз. 6 п. 1.16 Правил N 431-П).
Бухгалтерский учет
В соответствии с положениями Указаний N 65н расходы на услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья отражаются с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
На основании п. 302 Инструкции N 157н расходы, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, являются расходами будущих периодов, которые учитываются на одноименном счете 401 50. На этом счете отражаются расходы, связанные, в частности, со страхованием имущества, гражданской ответственности.
Расходы, учтенные на счете 401 50 "Расходы будущих периодов", подлежат отнесению на финансовый результат (затраты) текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся.
Соответственно, учреждение отражает отнесение расходов по договору ОСАГО, учтенных на счете 401 50, на финансовый результат (затраты) в течение срока действия полиса ОСАГО, который, как правило, составляет 12 месяцев.
Положения действующих для разных типов учреждений инструкций не содержат бухгалтерских записей для отражения такого факта хозяйственной жизни, как поступление остатка страховой суммы по договору ОСАГО. В такой ситуации порядок отражения корреспонденций счетов бюджетному (автономному) учреждению необходимо определить самостоятельно и согласовать с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя) (абз. 2 п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н). Согласованные корреспонденции счетов при этом не должны вступать в противоречие с положениями Инструкций NN 174н, 183н.
Что касается казенных учреждений, то определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов, не противоречащую положениям Инструкции N 162н, для них имеют право финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств (абз. 20 п. 2 Инструкции N 162).
В случае возникновения требования учреждения к страховой организации по возврату части страховой премии по причине расторжения договора ОСАГО в текущем году, соответствующий факт хозяйственной жизни может быть отражен корреспонденцией, обратной начислению данных расходов в прошедшем финансовом году. При выборе данного способа отражения ситуации в учете необходимо сформировать бухгалтерскую запись по дебету счета 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 50 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги".
Согласно п.п. 220, 221 Инструкции N 157н суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров, подлежат отражению на счете 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат". Аналогичный подход может быть применен и в рассматриваемой ситуации, поскольку возврат страховой компанией части страховой суммы по договору ОСАГО осуществляется после расторжения данного договора. При этом следует обратить внимание, что счет 209 30 в зависимости от хозяйственной ситуации может применяться как с доходной, так и с расходной бюджетной классификацией, в том числе с указанием в 15-17 разрядах счета кода видов расходов (приложение N 2 к Инструкции N 162н; см. также письма Минфина России от 29.12.2016 N 02-07-10/79030, от 23.12.2016 N 02-07-10/77807).
Казенные учреждения в отношении требований по возврату расходов прошлых лет применяют к счету 209 30 доходную бюджетную классификацию - данные средства не могут быть израсходованы учреждением и являются доходом соответствующего бюджета (см. также п. 1.9.8 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Бюджетные (автономные) учреждения в отношении возвратов расходов прошлых лет, отраженных на счете 209 30, применят при формировании 15-17 разрядов код видов расходов.
Для перевода задолженности страховщика со счета учета расчетов на счет учета компенсации затрат могут быть применены следующие корреспонденции счетов:
- сначала отражается перенос расчетов со страховой организацией на счет учета авансов бухгалтерской записью по дебету счета 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" и кредиту счета 0 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам" методом "Красное сторно" (абз. 4 п. 80 Инструкции N 162н, абз. 2 п. 98 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 101 Инструкции N 183н);
- затем отражается сумма финансовых требований к страховой организации по возврату остатка страховой премии при расторжении договора ОСАГО бухгалтерской записью по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам" (абз. 13 п. 86 Инструкции N 162н, абз. 12 п. 109 Инструкции N 174н, абз. 12 п. 112 Инструкции N 183н).
Возврат на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 201 11 000 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (абз. 2 п. 110 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 113 Инструкции N 183н).
Возврат от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО на расчетный счет автономного учреждения отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" и кредиту счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (абз. 2 п. 113 Инструкции N 183н).
К счетам 0 201 11 000, 0 201 21 000 при отражении поступления расходов прошлых лет открывается забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств" (п. 365 Инструкции N 157н).
Возврат остатка страховой премии по договору ОСАГО, заключенному казенным учреждением, осуществляется на лицевой счет администратора доходов. Если казенное учреждение, с которым был заключен договор ОСАГО, в отношении поступающих от страховщика сумм наделено полномочиями администратора кассовых поступлений, то поступление средств на лицевой счет отражается в учете этого учреждения бухгалтерской записью по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 1 209 30 660 "Расчеты по компенсации затрат" (абз. 15 п. 86 Инструкции N 162н).
Если казенное учреждение в отношении поступающих сумм не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений, то поступление остатка страховой премии отражается на лицевом счете администратора соответствующих кассовых поступлений. В учете казенного учреждения расчеты с администратором кассовых поступлений в отношении рассматриваемых сумм отражаются следующими бухгалтерскими записями:
1) по дебету счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты" в корреспонденции с кредитом счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" отражается информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах, в адрес администратора кассовых поступлений направляется Извещение (ф. 0504805) (абз. 7 п. 109 Инструкции N 162н);
2) по дебету счета 1 303 05 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 209 30 660 "Расчеты по компенсации затрат" на основании возвращенного Извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора кассовых поступлений отражено поступление средств в доход бюджета (абз. 10 п. 104 Инструкции N 162н).
Бухгалтерская отчетность
Формирование бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 33н, казенных учреждений - в соответствии с требованиями Инструкции N 191н.
Все показатели, отраженные в формах бухгалтерской отчетности, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета по учету операций с финансовыми активами.
Обороты по счетам 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" и 0 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам" своего отражения в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769) не получат, поскольку операция, введенная с применением метода "Красное сторно", обнуляет обороты указанных счетов.
Обороты по счету 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" получат свое отражение в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769), сформированных по дебиторской задолженности (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н).
Обороты по счетам 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты" будут отражены в данном приложении в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) в следующем порядке:
- в бухгалтерской отчетности казенного учреждения, осуществляющего отдельные полномочия по учету и начислению платежей в бюджет, в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), сформированных по кредиторской задолженности;
- в бухгалтерской отчетности администратора соответствующих кассовых поступлений - в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), сформированных по дебиторской задолженности.
Возврат остатка неиспользованной страховой премии на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (расчетный счет автономного учреждения) получит свое отражение в отчетности в качестве восстановления кассовых расходов прошлых лет в следующем порядке.
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) сумма возврата отражается в строках 591 и 710 (с "минусом") раздела 3 и в строке 590 раздела 4 (п.п. 44, 44.1 Инструкции N 33н).
В Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) возврат средств отражается в строках 421 и 501 раздела 3 (в обеих строках с "минусом") (п. 55.1 Инструкции N 33н).
В силу положений п. 60 Инструкции N 191н раздел "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)), формируется казенным учреждением при наличии у него полномочий по администрированию доходов. Заполнение показателей раздела производится на основании данных по кассовым поступлениям на лицевой счет.
В разделе "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) отражается информация в разрезе кодов классификации доходов бюджета, в частности, суммы доходов от компенсации затрат государства, поступившие на лицевой счет администратора доходов, отражаются в графе 5 на основании данных по счету 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет".
Если казенное учреждение наделено только полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, то такое учреждение информацию о зачислении средств на лицевой счет администратора доходов в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) не отражает.
Возврат части неиспользованной страховой премии по договору ОСАГО осуществляется непосредственно на лицевой счет администратора доходов. Соответственно, в разделе 1 "Поступления" Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) казенного учреждения поступление средств получит отражение только в том случае, если казенное учреждение наделено полномочиями администратора данных кассовых поступлений.
Если казенное учреждение наделено только полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, то такое учреждение информацию о зачислении средств на лицевой счет администратора доходов в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123) не отражает.
Доходы по компенсации затрат государства, отраженные в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информация о которых передана администратору кассовых поступлений, на основании данных по счету 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" подлежат отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), формируемой казенным учреждением в составе квартальной (годовой) бюджетной отчетности (п.п. 23, 28 Инструкции N 191н). Аналогичная Справка формируется администратором кассовых поступлений, которому поступили сведения об ожидаемых к поступлению доходах бюджета.
При составлении консолидированной отчетности данные взаимосвязанных показателей - неденежных расчетов, отраженных с применением счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты", исключаются (см., в частности, п.п. 35, 98 Инструкции N 191н).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 401 50 226 | КРБ 0 302 26 830 (КРБ 0 302 26 000) | КРБ 0 401 50 226 (КРБ 0 401 50 226) | Отражена корректировка расчетов со страховой организацией на сумму неиспользованной страховой премии |
2 | КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 206 26 660 | КРБ 0 302 26 830 (КРБ 0 302 26 000) | КРБ 0 206 26 660 (КРБ 0 206 26 000) | Методом "Красное сторно" отражен перенос расчетов со страховой организацией на счет учета авансов |
3 | КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 206 26 660 | КРБ 0 209 30 560 (КРБ 0 209 30 000) | КРБ 0 206 26 660 (КРБ 0 206 26 000) | Отражена сумма финансовых требований к страховой организации по возврату остатка страховой премии при расторжении договора ОСАГО |
4 | КИФ 0 201 11 510 (КИФ 0 201 11 000) Увеличение (226 КОСГУ) | КРБ 0 209 30 660 (КРБ 0 209 30 000) | Отражен в текущем году возврат от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения | ||
5 | КИФ 0 201 21 000 Увеличение (226 КОСГУ) | КРБ 0 209 30 000 | Отражен в текущем году возврат от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО на расчетный счет автономного учреждения | ||
6 | КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 209 30 660 | Отражен в текущем году возврат от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО на лицевой счет администратора доходов при осуществлении казенным учреждением полных полномочий администратора в отношении данных сумм | ||
7 | Если казенное учреждение в отношении поступающих сумм не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений, то отражаются следующие бухгалтерские записи: | ||||
7.1 | КДБ 1 304 04 130 | КДБ 1 303 05 730 | - посредством оформления Извещения (ф. 0504805) администратору кассовых поступлений передана информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах возврата части страховой премии; | ||
7.2 | КДБ 1 303 05 830 | КДБ 1 209 30 660 | - на основании возвращенного Извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора кассовых поступлений отражено поступление средств в доход бюджета |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом ФХД. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете задолженности страховой организации перед учреждением по возврату части страховой суммы является расторжение договора ОСАГО.
В случаях, при которых договор ОСАГО расторгается в обязательном порядке, таким документом может быть документ уполномоченного органа, подтверждающий возникновение соответствующего события (смерть гражданина - страхователя или собственника; ликвидацию страховщика; гибель (утрату) транспортного средства, указанного полисе ОСАГО; иные случаи, предусмотренные законодательством РФ).
Для случаев, в которых страхователь может расторгнуть договор ОСАГО с возвратом части страховой премии (отзыв лицензии страховщика; замена собственника транспортного средства), таким документом - основанием расторжения договора является заявление страхователя.
Соответственно, основанием для отражения в учете учреждения задолженности страховой организации по возврату части страховой премии может быть Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с приложенными к ней подтверждающими расторжение договора ОСАГО документами (документом уполномоченного органа, заявлением страхователя).
Поступление средств от страховой организации на лицевой счет (банковский счет) отражается на основании документов, прилагаемых к выписке:
- из лицевого счета администратора доходов бюджета и прилагаемых к ним докуметов;
- из лицевого (банковского) счета бюджетного (автономного) учреждения.
Передача казенным учреждением информации о суммах планируемых к поступлению доходах бюджета администратору доходов, а так же поступление от администратора доходов информации о зачислении поступивших от страховой организации средств в доход соответствующего бюджета осуществляется посредством оформления Извещений (ф. 0504805).
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Таким образом, страховую премию по договору ОСАГО страхователю необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно в течение срока действия договора начиная с момента ее оплаты.
Учитывая, что страховая премия по договору ОСАГО была уплачена в прошедшем году полностью, а за неистекший срок действия договора ОСАГО страхователь не может учесть в расходах часть этой страховой премии, то такая часть страховой премии, возвращенная страховщиком страхователю, не признается доходом страхователя, учитываемым в доходах для целей налогообложения прибыли организаций.
НДС
Оказание услуг по страхованию освобождается от налогообложения НДС (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Соответственно, в случае возвращения страховщиком части страховой премии по договору ОСАГО оснований для пересчета НДС не возникает.
Пример 1. Возврат части страховой премии по договору ОСАГО в учете казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов в полном объеме.
Казенное учреждение в прошедшем финансовом году заключило договор ОСАГО сроком действия на 1 год в отношении учитываемого на балансе в составе основных средств автомобиля и оплатило страховую премию по договору. В текущем году в связи с физическим износом происходит списание автомобиля и, соответственно, расторжение действующего договора ОСАГО. В течение 14 дней с даты получения страховщиком сведений о списании автомобиля на лицевой счет администратора доходов, открытый данному казенному учреждению, поступает часть неиспользованной страховой премии в размере 1 000,00 руб.
В бюджетном учете данные операции отражаются следующим образом:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции | |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 401 50 226 | 1 000,00 | Отражена корректировка расчетов со страховой организацией на сумму неиспользованной страховой премии | |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 206 26 660 | - 1 000,00 | Методом "Красное сторно" отражен перенос расчетов со страховой организацией на счет учета авансов | |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 206 26 660 | 1 000,00 | Отражена сумма финансовых требований к страховой организации по возврату остатка страховой премии при расторжении договора ОСАГО | |
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 209 30 660 | 1 000,00 | Отражен в текущем году возврат от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО на лицевой счет администратора доходов при осуществлении казенным учреждением полных полномочий администратора в отношении данных сумм |
Пример 2. Возврат части страховой премии по договору ОСАГО в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений.
Казенное учреждение, не наделенное полномочиями администратора кассовых поступлений, в прошедшем финансовом году заключило договор ОСАГО сроком действия на 1 год в отношении учитываемого на балансе в составе основных средств автомобиля и оплатило страховую премию по договору. В текущем году в связи с ликвидацией страховщика договор ОСАГО расторгается, остаток неиспользованной страховой премии по договору составил 3 000,00 руб. Казенное учреждение посредством оформления Извещения (ф. 0504805) уведомляет администратора соответствующих кассовых поступлений об ожидаемых к поступлению доходах бюджета. По истечении 10 дней казенному учреждению возвращается Извещение (ф. 0504805) с отметкой администратора о поступлении средств в доход бюджета.
Данная ситуация отражается в бюджетном учете казенного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции | |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 401 50 226 | 3 000,00 | Отражена корректировка расчетов со страховой организацией на сумму неиспользованной страховой премии | |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 206 26 660 | - 3 000,00 | Методом "Красное сторно" отражен перенос расчетов со страховой организацией на счет учета авансов | |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 206 26 660 | 3 000,00 | Отражена сумма финансовых требований к страховой организации по возврату остатка страховой премии при расторжении договора ОСАГО | |
КДБ 1 304 04 130 | КДБ 1 303 05 730 | 3 000,00 | Посредством оформления Извещения (ф. 0504805) администратору кассовых поступлений передана информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах возврата части страховой премии | |
КДБ 1 303 05 830 | КДБ 1 209 30 660 | 3 000,00 | На основании возвращенного Извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора кассовых поступлений отражена информация о поступлении средств в доход бюджета |
Пример 3. Возврат части страховой премии по договору ОСАГО в учете бюджетного (автономного) учреждения.
В бюджетном (автономном) учреждении расходы по договору ОСАГО произведены в прошлом году по КФО "4". В текущем году автомобиль передан другому учреждению. Учреждение оформило заявление о расторжении договора ОСАГО в связи со сменой правообладателя автомобиля. Страховая компания пересчитала расходы на страховку. Денежные средства в размере 5 000,00 руб. вернулись на лицевой счет учреждения.
Данная ситуация отражается в учете учреждения следующими бухгалтерскими записями:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
КРБ 4 302 26 830 | КРБ 4 401 50 226 | КРБ 4 302 26 000 | КРБ 4 401 50 226 | 5 000,00 | Отражена корректировка расчетов со страховой организацией на сумму неиспользованной страховой премии |
КРБ 4 302 26 830 | КРБ 4 206 26 660 | КРБ 4 302 26 000 | КРБ 4 206 26 000 | - 5 000,00 | Методом "Красное сторно" отражен перенос расчетов со страховой организацией на счет учета авансов |
КРБ 4 209 30 560 | КРБ 4 206 26 660 | КРБ 4 209 30 000 | КРБ 4 206 26 000 | 5 000,00 | Отражена сумма финансовых требований к страховой организации по возврату остатка страховой премии при расторжении договора ОСАГО |
КИФ 4 201 11 510 Увеличение (226 КОСГУ) | КРБ 4 209 30 660 | КИФ 4 201 11 000 Увеличение (226 КОСГУ) | КРБ 4 209 30 000 | 5 000,00 | Отражен в текущем году возврат от страховой организации остатка страховой премии по договору ОСАГО на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения |
Учет расчетов при возврате части страховой премии по договору ОСАГО (для госсектора)
Учреждение заключило договор ОСАГО сроком на 12 месяцев и перечислило денежные средства в оплату страховки. В следующем году в связи с досрочным расторжением договора страховая компания возвращает остаток неиспользованной страховой премии на лицевой счет учреждения. Как оформить данную операцию в бухгалтерском учете, отчетности и в целях налогообложения?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.