Срок проведения проверки трудовой инспекцией
Общее ограничение времени проведения каждой из проверок (документарной или выездной) проводимой трудовой инспекцией как в плановом, так и внеплановом порядке, составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания обязательно указывается в распоряжении о проведении проверки (п.п. 4, 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Срок проведения проверки юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу (представительству) юридического лица (п. 23 Регламента 354н).
При этом в отношении плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства действует специальное ограничение, суммированный срок таких проверок всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако в нормируемую продолжительность такой проверки включается только время (в часах и минутах), фактически проведенное инспектором в процессе проверки непосредственно на объекте. В отношении же времени, затраченного трудовым инспектором на подготовку к плановой выездной проверке субъекта малого предпринимательства, на проведение необходимых исследований и экспертиз, а также на оформление результатов и материалов такой проверки вне территории работодателя действует общее ограничение срока в 20 рабочих дней. По завершении плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок инспектор указывает даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) своего нахождения на территории работодателя.
В 2016 - 2018 годах действует запрет на проведение трудовой инспекцией плановых проверок (выездных и документарных) в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ранее привлеченных к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Продление срока проведения плановой документарной проверки, а также внеплановых проверок (документарной и выездной) не допускается (п.п. 55, 81 Регламента N 354н). Продление срока возможно только в отношении плановой выездной проверки, которая в исключительных случаях может быть продлена руководителем государственной инспекции труда не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, а микропредприятий не более чем на 15 часов (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 24 Регламента N 354н). Решение о продлении срока проведения плановой выездной проверки выносится руководителем трудовой инспекции (его заместителем) в виде дополнительного письменного распоряжения и доводится до сведения проверяемого работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания срока проведения проверки (п. 56 Регламента N 354н).
Вместе с тем, если при проведении документарной проверки (плановой или внеплановой) документы и пояснения, необходимые инспектору для проведения проверки, представлены не будут, либо после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены признаки нарушений обязательных требований в сфере труда, то государственный инспектор труда вправе продолжить проведение проверки в выездной форме (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п.п. 52, 53, 70 Регламента N 354н). Для этого руководителем трудовой инспекции (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки сроком не более чем на 20 рабочих дней. В таком случае общий срок всей проверки (документарной и выездной) может составлять до 40 рабочих дней. А результаты всей проверки оформляются одним актом проверки по завершении выездной проверки (п. 65 Регламента N 354н).
Также законодательство предусматривает основания для прерывания выездной проверки. Так, если проведение выездной проверки (плановой и внеплановой) оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки, государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки. В течение 3 месяцев со дня его составления трудовая инспекция вправе принять решение о проведении повторной проверки работодателя без предварительного уведомления (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Такое решение оформляется распоряжением с указанием сроков проведения проверки (письмо Роструда от 14.02.2017 N ТЗ/201-6-1).
А при проведении плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия она может быть приостановлена на 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Для наглядности см. таблицу:
Форма проверки | Вид проверки | Срок проверки, не более |
документарная | плановая и внеплановая | 40 рабочих дней (20 р.д. + 20 р.д. продолжение в форме выездной проверки) |
выездная*(1) | плановая | 40 рабочих дней*(2) (20 р.д. + 20 р.д. продление) |
выездная*(1) | внеплановая | 20 рабочих дней |
__________________________
*(1) с возможностью прерывания и в течение 3-х месяцев проведением повторной проверки
*(2) для субъектов малого предпринимательства предусмотрен специальный срок (в год все проверки не более 50 часов или 15 часов + продление 50 или 15 часов + возможность приостановления проверки на 10 рабочих дней)
Превышение установленных сроков проведения проверок, а также нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства является грубым нарушением, влекущим за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.