Субъекты малого и среднего предпринимательства
Смотрите в этом материале:
- условия отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса;
- льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства;
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства и к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства*(1):
1. Хозяйствующий субъект |
2. Категория субъекта МСП (определяется по наибольшему показателю столбцов 3, 4) |
3. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год |
4. Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год*(2) |
А. Юридические лица*(3): - хозяйственные общества (АО, ООО), - хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), - хозяйственные партнерства, - производственные кооперативы, - потребительские кооперативы; - крестьянские (фермерские) хозяйства
Б. Индивидуальные предприниматели |
Средние предприятия |
от 101 до 250 чел. включительно*(4) |
2 млрд руб. |
Малые предприятия |
до 100 чел. включительно |
800 млн руб. |
|
Микропредприятия |
до 15 чел. |
120 млн руб. |
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляет ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Все субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на:
В данном разделе рассматриваются базовые особенности правового регулирования отношений с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законодательством. Специальными нормативными правовыми актами, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления могут быть установлены и иные меры поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в определенной сфере (на определенной территории).
1. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистическую отчетность в упрощенном порядке (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ, ст. 5 Закона N 209-ФЗ; третий абзац п. 3 Положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620). В отношении субъектов МСП проводятся выборочные статистические наблюдения (1 раз в месяц или квартал для среднего и малого бизнеса, для микропредприятий - 1 раз в год), а также сплошные статистические наблюдения - 1 раз в 5 лет (постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 79). По итогам 2020 года сплошное наблюдение проводилось в 2021 году (см. приказ Росстата от 28.08.2020 N 496), следующее наблюдение должно проводиться в 2026 году по итогам 2025 года.
Выборочные статнаблюдения проводятся по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79. Лиц, подлежащих наблюдению, ежегодно определяет Росстат. О проведении выборочного статнаблюдения Росстат извещает указанных субъектов с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт соответствующего уведомления, а также через портал госуслуг. Кроме того, списки отобранных субъектов МСП и перечень подаваемых статформ размещается на сайте Росстат (п. 2 Постановления N 79).
2. Особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусматривает преимущественное право арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение имущества при наличии определенных этим законом условий. Оплата приобретаемого имущества может быть произведена в рассрочку.
3. Финансовую поддержку со стороны бюджетов различных уровней (ст. 17 Закона N 209-ФЗ).
4. С 1 июля 2023 года юридические лица - субъекты малого или среднего предпринимательства могут прекратить свою деятельности не путем ликвидации с соблюдением установленного ст.ст. 61-64 ГК РФ порядка (с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии), составлением и утверждением промежуточного и окончательного ликвидационных балансов), а в упрощенном порядке, при котором субъект малого или среднего предпринимательства принимает решение о прекращении своей деятельности и на основании такого решения в отсутствие возражений заинтересованных лиц юрлицо исключается регистрирующим органом из ЕГРЮЛ. Этот порядок прекращения деятельности может быть применен, если одновременно соблюдаются ряд условий (ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Подробнее см. в отдельном материале.
5. Преимущества при участии в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юрлиц (госкомпаниями, субъектами естественных монополий, госкорпорациями, организациями электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов и др.) на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352).
6. На пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение сверх 1,5 МРОТ, установленного на начало года (пп. 17 п. 1 и п. 2.4 ст. 427 НК РФ).
7. Не облагаются налогом на прибыль (а следовательно - налогом по УСН и ЕСХН) работы (услуги), имущественные права, безвозмездно полученные от органов и организаций в рамках поддержки по Закону N 209-ФЗ и Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ (подп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ).
8. Действие Закона о страховании вкладов распространяется на банковские вклады и счета средних и малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (на денежные средства средних предприятий система страхования вкладов распространена с 25.03.2024, см. п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.12.2023 N 655-ФЗ).
Право на возмещение возникнет у среднего / малого предприятия при условии, что сведения о нем имеются в реестре на день наступления страхового случая. Предельный размер возмещения - 1,4 млн руб. в отношении одного банка.
Денежные средства юрлиц, размещенные в банках - участниках системы страхования вкладов, не имеющих права на работу с денежными средствами физических лиц, в банках, не являющихся участниками системы страхования вкладов, а также в небанковских кредитных организациях, страхованию не подлежат (информация Банка России от 11.11.2018).
Дополнительно для субъектов малого предпринимательства предусмотрено:
1. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Все субъекты малого предпринимательства, за исключением указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, пп. 51-54 приказа Минфина России от 04.10.2023 N 157н).
Большинство субъектов малого предпринимательства освобождено от проведения обязательного аудита в отношении своей бухгалтерской отчетности: критерий, указанный в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, а именно - доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, - совпадает с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства (сообщение Минфина России от 11.01.2021 N ИС-аудит-37).
2. Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества: заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Преимущества предоставляются двумя способами.
Во-первых, путем осуществления закупок любыми конкурентными открытыми способами исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом начальная (максимальная) цена контракта, максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) не должны превышать 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Во-вторых, путем установления требования к поставщику, подрядчику, исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной НКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа таких субъектов (п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). В этом случае контракт должен содержать условия, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
3. Для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения большинства выездных проверок - 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Если проверка проводится по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (а такое возможно до конца 2025 года), то сокращенные сроки - 50 и 15 часов (в год!) - применяются только в отношении плановых выездных проверок, при этом в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены (п.п. 2, 3 ст. 13, ст. 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
4. В соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ).
5. Административные штрафы малым предприятиям назначаются в размере, предусмотренном соответствующей нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ для индивидуальных предпринимателей (кроме случаев, когда ИП в силу положений Особенной части КоАП РФ отвечают как юридические лица). Если санкцией за совершение того или иного правонарушения штраф для ИП не предусмотрен, наказание назначается в пределах от половины минимальной до половины максимальной величины штрафа, предусмотренного для юрлица (либо в размере половины величины штрафа, установленного в фиксированном размере). В таких случаях штраф не может быть назначен ниже минимального размера, предусмотренного для должностного лица (ст. 4.1.2 КоАП РФ). По мнению Верховного Суда РФ, положения названной статьи не могут применяться в отношении индивидуальных предпринимателей (определение СКЭС от 15.04.2024 N 304-ЭС23-23941).
6. Допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек) (часть вторая ст. 59 ТК РФ).
Дополнительно для микропредприятий предусмотрено:
1. Микропредприятия могут отказаться от принятия некоторых "трудовых" локальных нормативных актов (глава 48.1 Трудового кодекса РФ). При этом они обязаны включать условия, которые в соответствии с ТК РФ регулируются локальными нормативными актами, в трудовые договоры. Заключаются такие договоры на основе типовой формы, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858. Если работодатель перестал быть микропредприятием, то не позднее четырех месяцев с даты внесения сведений об этом в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, он должен прекратить применять особенности, установленные главой 48.1 ТК РФ, в частности использование типовой формы трудового договора.
2. Предусмотрена возможность для микропредприятий не создавать комиссию по проведению СОУТ. Исполнение полномочий комиссии у таких субъектов допускается работодателем - индивидуальным предпринимателем (лично), руководителем организации или иным уполномоченным работником (ч. 3.1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
3. С 1 марта 2023 года для микропредприятий, которые занимаются определенной деятельностью (финансовой и страховой деятельностью, образованием, IT-деятельностью, деятельностью по операциям с недвижимостью и др.), специальная оценка условий труда проводится с учетом установленных Минтрудом особенностей (п. 16 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.2022 N 1830).
______________________________
*(1) Для юридических лиц, ведущих деятельность на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, определен особый порядок отнесения к субъектам МСП лиц и включения их в реестр субъектов МСП (ст. 4.2 Закона N 209-ФЗ)
*(2) Доход определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам. Предельные значения устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Действующие значения определены постановлением от 04.04.2016 N 265.
*(3) Пунктом 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлены условия, для отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств к субъектам малого и среднего предпринимательства. Должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) суммарная доля участия (соответственно, суммарное владение долями в уставном капитале ООО, в складочном капитале хозяйственного товарищества, голосующими акциями АО) следующих лиц не должна превышать
25%:
- Российской Федерации,
- субъектов Российской Федерации,
- муниципальных образований,
- общественных и религиозных организаций (объединений),
- благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных фондов),
49%:
- иностранных юридических лиц;
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, и среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышают значений, установленных для средних предприятий (за исключением юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в перечень офшорных зон),
- хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в пунктах "б" - "е";
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в соответствии с правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 156;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", утв. распоряжением Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р);
е) участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
*(4) Для организаций легкой промышленности (хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств), включенных в специальный перечень, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год - 1000 человек (п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412).
Для организаций общепита среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год - 1500 человек (п. 2.2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
См. также
Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства
Льготы по налогам и взносам для субъектов МСП
Налоговые и бухгалтерские последствия утраты статуса субъекта МСП
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2024 год
Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства
Упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ
Проведение СОУТ на микропредприятиях
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах