Возбуждение трудовой инспекцией дела об административном правонарушении
Если в ходе контрольного мероприятия (инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной или выездной проверки) выявлены нарушения трудового законодательства, инспектор труда принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности, то есть возбуждает дело об административном правонарушении (п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ).
Часть 4 ст. 90 Закона N 248-ФЗ допускает освобождение от административной ответственности при надлежащем исполнении выданного предписания, если такая возможность установлена в положении о виде контроля. Однако Положение N 1230 такой возможности не предусматривает.
Для возбуждения дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо трудовой инспекции составляет протокол об административном правонарушении либо выносит определение о проведении административного расследования, если после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с работодателем (проверки) и оформления их результатов необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (ч. 3, ч. 3.1, п. 3 и п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5, ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). В зависимости от количества выявленных административных правонарушений в отношении одного юридического и (или) должностного лица могут быть составлены один или несколько протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушение установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, допущенное в отношении нескольких работников, которым соответствующие выплаты не были произведены (произведены не в полном объеме) в одну и ту же дату, должно квалифицироваться как одно административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, о чем составляется один протокол об административном правонарушении и выносится одно постановление о назначении административного наказания (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45).
Составляют протоколы об административных правонарушениях должностные лица государственной инспекции труда согласно Перечню, утв. приказом Роструда от 08.06.2023 N 127) (ст. 23.12, ч. 1 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
В целях составления протокола об административном правонарушении в трудовую инспекцию вызываются законный представитель юридического лица - руководитель организации (индивидуальный предприниматель) и (или) виновное должностное лицо, посредством направления требования о явке. В требовании указываются дата, время и место составления протокола.
При явке руководителя (индивидуального предпринимателя) и иных лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, сначала им разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем впоследствии делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Далее инспектором труда составляется непосредственно сам протокол об административном правонарушении. В настоящее время нет утвержденной формы протокола, составляемой инспектором труда по выявленным нарушениям. Вместе с тем в нем указываются следующие сведения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если они имеются);
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за административное правонарушение;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола руководителю (индивидуальному предпринимателю) и иным лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставлено право ознакомиться с его содержанием. Важным моментом является возможность внести в протокол свои объяснения, возражения по указанным нарушениям или замечания по содержанию протокола (ч. 2, ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
После составления протокола об административном правонарушении он подписывается инспектором труда, его составившим, руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Далее указанным лицам вручается под расписку копия оформленного протокола, заверенная составившим его инспектором (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Если протокол об административном правонарушении составляется по частям 1, 3, 4 или 6 ст. 5.27 КоАП РФ и частям 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и дело о таком административном правонарушении не передается на рассмотрение судье, то на следующем этапе инспектором выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении в таком случае рассматривается непосредственно в государственной инспекции труда уполномоченным инспектором труда в течение 15 дней со дня составления протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Работодатель может согласовать с инспектором конкретную дату и время в пределах указанного срока.
Когда же протокол об административном правонарушении составляется по частям 2, 5, 7 ст. 5.27 или части 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (за повторное совершение аналогичного административного правонарушения), то составленный протокол в течение трех суток с момента его составления направляется мировому судье, поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных данными статьями рассматриваются исключительно мировыми судьями (ч. 1 ст. 22.1, ч. 1 и абз. 6 ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Протоколы по тем же составам, но составленные по результатам административного расследования, направляются не мировому судье, а в районный суд (ч. 1 и абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Как правило, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) или физического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Однако если указанные лица надлежащим образом извещены инспектором труда о времени и месте составления протокола, но не явились в назначенный срок и не уведомили о причинах неявки, протокол составляется в их отсутствие. В случае неявки, а также в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в протоколе делаются соответствующие записи. Копия протокола вместе с копией определения о времени в месте рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в течение трех дней по почте (ч. 4.1, ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах