Обжалование предписания трудовой инспекции
В случае выявления при проведении проверки нарушений трудового законодательства, инспектор выдает работодателю предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ).
В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию.
Предписание, вынесенное инспектором труда, может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Регламента N 354н).
В отношении оспаривания предписаний государственных инспекторов труда законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана работодателем в суд.
После вступления в силу с 15.09.2015 КАС РФ, дела об обжаловании предписания инспекции труда рассматривались судами в порядке главы 22 КАС РФ (апелляционное определение СК по административным делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.10.2015 по делу N 33а-4992/2015, апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.11.2015 по делу N 33а-1061/15).
Однако впоследствии до сведения судов доведено письмо Верховного Суда РФ N 7-ВС-7105/15 от 05.11.2015, в котором даны разъяснения по категориям дел, вызывающим вопросы по определению вида судопроизводства (исковое или административное). В письме приведены категории гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского искового производства, среди которых - дела об оспаривании предписаний Государственной инспекции труда. На основе этих разъяснений в судах общей юрисдикции сформировалась уже иная судебная практика, согласно которой предписания инспекции труда оспариваются в суде общей юрисдикции в порядке искового гражданского судопроизводства по правилам подраздела II раздела II ГПК РФ (определения Ставропольского краевого суда от 02.11.2016 N 33-9278/2016, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25.04.2016 N 33а-2019/2016, Алтайского краевого суда от 13.01.2016 N 33а-261/2016).
В 2016 году Верховный Суд РФ ранее сделанный вывод о том, что законность оспариваемого предписания инспекции труда подлежит проверке в порядке гражданского судопроизводства, признал основанным на неправильном применении норм процессуального права и неверной оценке характера и оснований заявленных требований. В определении от 19.12.2016 N 75-КГ16-14 судьи указали, что оспариваемое предписание трудовой инспекции является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное этим органом. Поэтому заявление об оспаривании предписания трудовой инспекции с выяснением вопросов законности содержащихся в нем властных распоряжений индивидуального трудового характера должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства (глава 22 КАС РФ). В настоящее время Верховный Суд РФ продолжает придерживаться этой же позиции (см. определения от 27.09.2017 N 29-КГ17-5, от 01.06.2017 N 74-КГ17-6).
Таким образом, с учетом последней позиции Верховного Суда РФ, при обжаловании предписания инспекции труда следует подавать административный иск в порядке главы 22 КАС РФ (определения Свердловского областного суда от 03.08.2017 по делу N 33а-12901/2017, Ставропольского краевого суда от 18.07.2017 по делу N 33-4780/2017, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03.04.2017 по делу N 33-1236/2017).
Предписание трудовой инспекции может быть обжаловано работодателем в суде общей юрисдикции в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем (часть вторая ст. 357 ТК РФ, определение ВС РФ от 27.12.2017 N 42-КГ17-5).
Заявление об оспаривании предписания работодателю в порядке административного судопроизводства следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст.ст. 19 и 22 КАС РФ).
При подаче административного искового заявления в суд об оспаривании предписания гострудинспекции уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей (для физических лиц) и 2000 рублей (для организаций) (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Подача работодателем административного иска в суд не означает, что выданное ему трудовой инспекцией предписание не нужно исполнять. Судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе, но не обязан. Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.
В случае удовлетворения административного иска работодателя суд принимает решение о признании недействительным (незаконным) предписания трудовой инспекции полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Также предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить руководителю государственной инспекции труда письменные возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность; либо направить их в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Регламента N 354н).
Однако на практике такой способ обжалования является неэффективным, поскольку вышестоящий руководитель крайне редко удовлетворяет жалобу работодателя на выданное предписание. Кроме того, в отличие от оспаривания предписания в суд, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений в административном порядке. Также факт подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение десятидневного срока на обращение в суд. Поэтому если работодатель не согласен с полученным предписанием, обжаловать его лучше сразу в судебном порядке.
Темы
Обжалование результатов проверки трудовой инспекции
Предписание трудовой инспекции
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.