Наименования должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений
В соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов.
На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением. Полагаем, государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Аналогичный подход можно встретить, например, в решении Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленном без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, в определении Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определении Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012.
Справедливость изложенного подтверждают также Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год. Согласно пп. "д" п. 5 этого документа наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, ЕТКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иными словами, государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели.
Обратим внимание также на п. 10 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н. Этом пунктом рекомендуется при оформлении трудовых отношений применять наименования должностей служащих и профессий рабочих, предусмотренные соответствующими квалификационными характеристиками ЕКС, тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС и профессиональными стандартами. Тем самым лишний раз подчеркивается необязательный по общему правилу характер справочников и стандартов в части наименований трудовой функции работников государственных и муниципальных учреждений.
В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с ЕКС, ЕТКС или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. См., например, п. 7.7 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19.06.2015 N 318-пП, п. 33 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству по физической культуре и спорту Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22.08.2014 N 158.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах