Форма штатного расписания
Трудовой кодекс РФ, упоминая штатное расписание, не устанавливает требований ни к его форме, ни к содержанию.
Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 в числе унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты была утверждена унифицированная форма штатного расписания (форма N Т-3). Согласно содержащимся в том же постановлении Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Форма N Т-3 и указания по ее заполнению предусматривают наличие в штатном расписании также сведений о тарифных ставках (окладах) и прочих вариантах вознаграждения за труд в зависимости от принятой системы оплаты труда, об установленных надбавках (стимулирующих и компенсационных выплатах), а также о месячном фонде заработной платы.
С 2013 года унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, не являются обязательными к применению всеми работодателями, которые на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" самостоятельно определяют формы первичных учетных документов. Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н, определяющий перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых организациями государственного сектора, не содержит формы штатного расписания и не устанавливает необходимости применять формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
Таким образом, общеобязательной формы штатного расписания в настоящее время не существует, применение формы N Т-3 возможно на добровольной основе.
Тем не менее для государственных и муниципальных учреждений обязательная для применения форма штатного расписания может быть определена органом, осуществляющим полномочия учредителя (см., например, приказ МЧС России от 24.09.2008 N 563, приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 19.10.2015 N 01-07/2354, постановление Администрации г. Вологды от 08.08.2014 N 5693). Также возможен вариант, когда подведомственным учреждениям рекомендуется составлять штатное расписание по определенной форме (см., например, распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 17.12.2014 N 317-р, постановление Администрации муниципального образования г. Салехард от 30.01.2013 N 23). И в том, и в другом случае речь может идти о форме N Т-3.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям Минздрава России относится установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения. На этой норме базируется актуальность приказа Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16, которым утверждены Порядок составления штатного расписания учреждением здравоохранения и 3 примерные формы штатного расписания.
Поскольку штатное расписание предназначено для отражения сведений об имеющемся у работодателя штате, то есть о постоянном составе должностей (профессий, специальностей) и о количестве работников, осуществляющих по ним трудовую функцию, штатное расписание в любом случае должно содержать наименования должностей (профессий, специальностей) и количество штатных единиц. Другую информацию работодатели, самостоятельные в выборе формы штатного расписания, могут не указывать. Распространенный на практике вариант - разработка собственной формы штатного расписания на основе формы N Т-3 с исключением из нее ненужных позиций.
В последнем случае не обязательно сохранять графы, предназначенные для отражения сведений об окладах и надбавках, поскольку трудовое законодательство не связывает установление системы оплаты труда именно со штатным расписанием. Такая система может быть установлена любым локальным нормативным актом либо коллективным договором, соглашением (часть вторая ст. 135 ТК РФ).
Если работодатель, пользуясь своим правом самостоятельно определять форму штатного расписания, решил продолжить применение унифицированной формы N Т-3, то заполнять ее следует полностью. Оставить пустыми графы 5-9, полагаем, будет неправильно.
В консультациях Роструда можно найти подтверждение как тезису о праве работодателя утвердить форму штатного расписания без граф об элементах заработной платы, так и мысли о необходимости заполнять предназначенные для отражения такой информации графы 5-9 в случае применения формы штатного расписания, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах