Утверждение штатного расписания и внесение в него изменений
Штатное расписание, как любой локальный нормативный акт, утверждается работодателем. Как следует из ст. 20 ТК РФ, индивидуальные предприниматели это делают сами, а органы (лица), уполномоченные на утверждение штатного расписания от имени организаций, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами.
Так, например, утверждение штатного расписания ООО уставом общества может быть отнесено к компетенции общего собрания участников, единоличного исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) либо коллегиального исполнительного органа общества (ст. 32, 33, 40 и 41 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Структуру и штаты ГУПа (МУПа) утверждает руководитель унитарного предприятия (ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Штатное расписание автономного учреждения утверждает его руководитель (ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
В федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, которые устанавливают систему оплаты труда своих работников в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, согласно п. 10 этого Положения штатное расписание утверждается руководителями этих учреждений.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на основании п. 8 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 устанавливают специальный порядок утверждения штатных расписаний подведомственных учреждений (см., например, Порядок утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденный приказом МЧС России от 24.09.2008 N 563).
Для организаций госсектора нормативными правовыми актами органов, осуществляющих полномочия учредителей, может быть предусмотрена процедура согласования штатного расписания с соответствующим органом перед его утверждением руководителем учреждения (см., например, приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 12.07.2013 N 92-п, постановление Администрации города Белогорска Амурской области от 16.01.2015 N 18).
Необходимость согласования штатного расписания с учредителем либо с конкретным органом управления юридического лица может быть предусмотрена уставом организации.
Изменения в штатное расписание могут быть внесены путем издания акта, перечисляющего такие изменения. Этот способ обычно используется для незначительных правок. Для серьезной корректировки удобнее принять новое штатное расписание. Процедура внесения изменений в штатное расписание в общем случае аналогична порядку его утверждения. Нормативные акты, регламентирующие порядок согласования и утверждения штатных расписаний подведомственных учреждений, могут содержать специальные нормы по процедуре внесения изменений в этот документ (см., например, постановление мэрии города Элисты Республики Калмыкия от 29.12.2012 N 2893, постановление Администрации г. Вологды от 08.08.2014 N 5693).
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя учитывать мнение профсоюза или иного представительного органа работников при утверждении штатного расписания и при внесении в него изменений. Такая необходимость возникает только в случае, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением (часть вторая ст. 8 ТК РФ) (определение Белгородского областного суда от 28.03.2017 N 33-1386/2017, определение Тверского областного суда от 06.09.2016 N 33-3615/2016, определение Свердловского областного суда от 16.12.2014 N 33-16961/2014).
Если штатное расписание воспроизводит элементы системы оплаты труда, установленной другим локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением, обязанность учитывать мнение представительного органа от этого не появляется. Когда же штатное расписание является первоисточником норм, определяющих размер заработной платы работников, то есть устанавливает систему оплаты труда, то его принятие и изменение в указанной части требует учета мнения представительного органа в силу части четвертой ст. 135 ТК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах