Категории работников, которым выдаются смывающие и обезвреживающие средства
Согласно ст. 221 ТК РФ смывающие и (или) обезвреживающие средства (далее - СОС) выдаются в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, выдача работникам указанных средств во исполнение требований данной статьи должна производиться только в том случае, если это предусмотрено Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее - Типовые нормы) и Стандартом безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее - Стандарт), утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (далее - Приказ N 1122н).
Типовые нормы устанавливают не конкретные должности, по которым предусмотрена выдача СОС, а перечень производственных факторов, воздействие которых на работников обуславливает такую необходимость. Таким образом, необходимость выдачи СОС поставлена в зависимость не от наименования должности или профессии работника, а от содержания трудовой функции и условий, в которых она выполняется. В связи с этим определять конкретный круг должностей и профессий работников, по которым должны выдаваться СОС, работодателю необходимо самостоятельно.
Пункт 13 Стандарта в целях определения круга работников, которым положены СОС, возлагает на работодателя обязанность утвердить два документа:
- перечень рабочих мест, для которых необходима выдача СОС;
- поименный список работников, для которых необходима выдача СОС.
Указанные документы составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
Хотя работодатель и использует результаты СОУТ при оценке необходимости выдачи работникам СОС, отсутствие в результатах спецоценки упоминаний о необходимости выдачи работникам СОС не означает, что такие средства работникам не положены. Форма отчета о проведении СОУТ в принципе не предполагает указания в нем на необходимость обеспечения работников СОС и на нормы их выдачи на тех или иных рабочих местах (см. также консультацию Роструда). И Минтруд России (письма от 23.06.2016 N 15-2/В-2039 и от 29.04.2016 N 15-2/ООГ-1698), и Роструд (консультации дежурного инспектора портала "Онлайнинспекция.РФ") подчеркивают: если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, то ему должны быть выданы соответствующие СОС вне зависимости от результатов проведения СОУТ.
В связи с необходимостью для работодателя самостоятельно оценивать наличие или отсутствие на рабочих местах работников поименованных в Типовых нормах производственных факторов актуальным является вопрос о том, что следует понимать под легкосмываемыми загрязнениями, являющимися одним из таких факторов. Так, в некоторых разъяснениях Роструда прослеживается концепция, согласно которой любая работа связана с загрязнениями и вопрос только в том, являются они легкосмываемыми или трудносмываемыми. Иными словами, любая работа, не связанная с трудносмываемыми загрязнениями, связана с загрязнениями легкосмываемыми и, как следствие, выдавать по крайней мере смывающие средства на основании Типовых норм необходимо всем работникам. В частности, к работам, связанным с легкосмываемыми загрязнениями, в соответствии с этой точкой зрения относится и работа так называемых офисных работников (см. ответы Роструда, решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 20.12.2016 N 2-7152/2016).
Однако у многих специалистов такой подход не находит поддержки. В частности, Минтруд России полагает, что выдача офисным работникам СОС Типовыми нормами не предусмотрена (письма от 23.06.2016 N 15-2/В-2039, от 06.05.2016 N 15-2/ООГ-1752, от 30.08.2016 N 15-2/ООГ-3095). Представлена такая позиция и в консультациях Роструда. В судебной практике также встречаются примеры признания некоторых видов работ, в том числе офисных, не связанными с какими-либо загрязнениями (определение Липецкого областного суда от 07.11.2012 N 33-2601/2012, решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 17.04.2017 N 12-60/2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.