Проведение СОУТ на рабочих местах государственных и муниципальных служащих
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проведение СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы и муниципальной службы Российской Федерации устанавливаются соответственно Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Вместе с тем в настоящее время законодательством РФ процедура проведения СОУТ на рабочих местах государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирована. Оснований же для применения общих норм законодательства о СОУТ в отношении указанных работников не имеется (письмо Минтруда России от 08.06.2017 N 15-1/00Г-1593, разъяснения Роструда). Лишь в некоторых субъектах РФ приняты соответствующие нормативно-правовые акты (см. указ Главы Республики Марий Эл от 20.11.2015 N 320).
На незаконность требований прокуратуры и государственной инспекции труда о проведении СОУТ на рабочих местах государственных гражданских и муниципальных служащих указывают суды (определения Московского облсуда от 15.04.2015 N 33-8631/2015, Приморского краевого суда от 02.07.2014 N 33-5613).
Что касется служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, то следует отметить, что она имеет ряд специфических особенностей, поэтому возникает вопрос, как же в этом случае проводить СОУТ на рабочих местах данных работников (сотрудников) и нужно ли вообще ее проводить.
В связи с этим Минтруд России разъяснил некоторые вопросы проведения СОУТ для отдельных категорий рабочих мест сотрудников ФСИН, ОВД, нацгвардии, таможенных органов, а также военнослужащих в своем письме от 08.06.2017 N 15-1/00Г-1593. Чиновники указали, что положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих прохождение службы сотрудниками правоохранительных органов, урегулированы вопросы предоставления им социальных гарантий и компенсаций, а также организации соответствующих условий, необходимых для выполнения ими служебных обязанностей, поэтому проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах указанных сотрудников не требуется.
Не предусмотрено проведение СОУТ и на рабочих местах военнослужащих в связи с особенностями прохождения военной службы.
Минтрудом России также было принято решение о нецелесообразности разработки нормативного правового акта, устанавливающего особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, ввиду того, что при исполнении своих трудовых обязанностей они находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью.
Кроме того, напомним, что 01.03.2022 вступили в силу масштабные изменения в раздел X Трудового кодекса, регулирующий охрану труда. В связи с этим изменились либо добавились отдельные нормы по ОТ в части регулирования СОУТ. Так, например, частью 1 ст. 214.1 ТК РФ установен запрет на работу в опасных условиях труда, то есть работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам СОУТ отнесены к опасному классу. Однако данный запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий ЧС, а также на отдельные виды работ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 4.12.2021 N 3455-р. К ним, в частности, относятся аварийно-спасательные работы, неотложные работы при ликвидации ЧС, работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, работы, связанные с организацией профилактики и тушения пожаров, авиационно-спасательные работы, водолазные работы и т.д.
В случае возникновения трудовых отношений между Министерством обороны РФ, органами внутренних дел, иными правоохранительными органами и гражданами-работниками (например, для выполнения вспомогательных или обеспечивающих функций) применяются нормы трудового законодательства, в том числе связанные с проведением специальной оценки условий труда (определения Верховного Суда Республики Крым от 09.02.2017 N 33-1209/2017 и 28.06.2016 N 33-4397/2016, Мурманского облсуда от 24.08.2016 N 33-2692/2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах