• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Энциклопедия решений. Оформление результатов проведения СОУТ (май 2025)

Оформление результатов проведения СОУТ

По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводившая СОУТ, составляет отчёт, который подлежит утверждению комиссией (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).

Форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России 21.11.2023 N 817н. Также этим приказом утверждена методика проведения СОУТ (далее - Методика).

В отчет о проведении СОУТ включаются следующие результаты (ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, п. 107, п. 110 Методики):

1) сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям, которые предъявляются к организациям, проводящим СОУТ;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона N 426-ФЗ (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость СОУТ;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;

9) заключения эксперта организации, проводящей СОУТ;

10) замечания и возражения работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ (при наличии).

С 1 января 2020 г. отчет о проведении СОУТ должен обязательно содержать идентификационный номер, получаемый организацией, проводящей СОУТ, в автоматическом режиме в информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ч. 1.1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, п. 107 Методики).

Если на рабочих местах вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении СОУТ указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 7 и 9. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта СОУТ (ч. 2 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). При этом согласно ст. 18 Закона N 426-ФЗ в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ объектом учета в отношении рабочего места, в том числе, является индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места (см. письмо Минтруда России от 10.02.2020 N 15-4/ООГ-347).

После составления отчета комиссия по проведению СОУТ рассматривает отчет о СОУТ и обсуждает ее итоги. Отчет о проведении специальной оценки условий труда с 1 сентября 2023 г. может быть составлен не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа. Если нет разногласий, отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, путем подписания собственноручной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

При несогласии члена комиссии с результатами проведённой СОУТ он вправе письменно изложить мотивированное особое мнение, которое должно быть приложено к отчёту (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, п. 108 Методики).

После утверждения отчета о проведении СОУТ работодатель в соответствии с частями 5, 5.1 и 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, п. 109 Методики обязан:

1) в течение 3-х рабочих дней уведомить об этом организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления;

2) в течение 3-х рабочих дней направить в адрес организации, проводившей СОУТ, копию утвержденного отчета о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

3) в срок не позднее чем 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенной СОУТ на их рабочих местах под роспись. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха;

4) в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Примечание

Законодательство не требует размещать на сайте целиком отчет о СОУТ либо электронные копии подписанных сводной ведомости и перечня мероприятий. Как разъясняют специалисты Роструда, указанные данные можно размещать в виде текста без прикрепления к сайту копий сводной ведомости и перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Например, можно разместить на официальном сайте организации следующую информацию:

"По результатам проведения СОУТ итоговый класс (подкласс) условий труда определен как допустимый (2) и мероприятий по улучшению условий труда проводить не требуется"

или "Проведена СОУТ на 56 рабочих местах, из них на 48 рабочих местах установлен 2 класс (допустимые условия труда); на 8 рабочих местах - класс 3 (вредные условия труда), из них на 6 рабочих местах - подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), на 2 рабочих местах - подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени). По итогам СОУТ разработан перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников: выдача дополнительных смывающих средств, СИЗ, модификация электронного оборудования орудий производства".

Данные формулировки не нарушают требований законодательства о СОУТ и позволяют сохранить персональные данные работников.

Отметим, что специалисты Роструда разъясняют, что законом не запрещено вносить изменения в отчет о проведении СОУТ в случае выявления ошибки (например, неверно указан ИНН, а отчет утвержден и передан в ФГИС), однако после внесения соответствующих изменений (в том же порядке, что и оформление отчета) организация, в которой проходила спецоценка, должна ознакомить работников с внесенными изменениями, разместить их в сети Интернет и передать в организацию, проводившую СОУТ. Последняя должна передать исправленные результаты в государственную информационную систему.

 

Работодатель также может издать отдельный приказ о завершении СОУТ, в котором утвердить ее результаты и определить иные мероприятия, проведение которых необходимо по итогам СОУТ.

 

 

Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

 

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

 

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

 

При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.

См. информацию об авторах