Создание и организация работы комитетов (комиссий) по охране труда
В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее- Комитет) утверждено приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н (далее - Положение), которое определяет основные задачи, функции и права Комитета.
Задачи Комитета (п. 7 Положения) | а) разработка программы совместных действий по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда | |
в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты | |
Функции Комитета (п. 8 Положения) | а) рассмотрение предложений с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда |
б) содействие в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда | |
в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда | |
г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и другие |
Комитет обладает рядом прав в пределах осуществления возложенных на него функций (п. 9 Положения), таких, например, как получать от службы охраны труда информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов, о существующем риске повреждения здоровья; заслушивать на заседаниях Комитета сообщения по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда, и рядом других.
Как было сказано выше, Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников (п. 10 Положения).
Соответственно, если работники (их представительный орган) или сам работодатель не выступили с инициативой о создании комитета (комиссии) по охране труда, то он не создается (см. разъяснения Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция РФ").
Аналогичного мнения придерживаются и судебные органы. Так, например, СК по гражданским делам Курганского областного суда в апелляционном определении от 12.09.2013 по делу N 33-2678/2013 указала, что при отсутствии инициативы работников либо их представительного органа, создание комитета (комиссии) по охране труда является правом работодателя, а не обязанностью (см. также определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда по делу N 11-6666/2012).
Вместе с тем необходимо отметить, что имеются судебные решения, расценивающие отсутствие в организации комитета (комиссии) по охране труда как нарушение ст. 218 ТК РФ. Так, при рассмотрении ряда дел суды признавали работодателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда), в том числе и в связи с тем, что в организации не создан такой комитет (см., например, постановление Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 31.07.2012, постановление Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 09.06.2014 по делу N 7-80/2014).
Численность, порядок формирования, состав Комиссии и ее деятельность определяются п.п. 11-17 Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах