Создание и организация работы комитетов (комиссий) по охране труда
В соответствии с частью первой ст. 224 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения (часть вторая ст. 224 ТК РФ).
Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства (часть третья ст. 224 ТК РФ).
Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее - Комитет) утверждено приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 650н (далее - Положение), которое определяет основные задачи, функции и права Комитета.
Задачи Комитета (часть четвертая ст. 224 ТК РФ, п. 7 Положения) |
разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда; |
участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда; | |
участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; | |
проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах; | |
участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; | |
участие в оценке профессиональных рисков; | |
подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; | |
участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда | |
Функции Комитета (п. 8 Положения) |
а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда; |
б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда; | |
в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с обязательными требованиями охраны труда; | |
г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний; | |
д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда; | |
е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому у работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания; | |
ж) содействие работодателю в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве; | |
з) содействие своевременной бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания; | |
и) содействие работодателю в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; | |
к) содействие работодателю во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда; | |
л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда; | |
м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов; | |
н) содействовать работодателю в рассмотрении обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) |
Комитет обладает рядом прав в пределах осуществления возложенных на него функций (п. 9 Положения), таких, например, как получать от службы охраны труда информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов, о существующем риске повреждения здоровья; заслушивать на заседаниях Комитета сообщения по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда и рядом других.
Как было сказано выше, Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников (часть первая ст. 224 ТК РФ, п. 10 Положения).
Соответственно, если работники (их представительный орган) или сам работодатель не выступили с инициативой о создании комитета (комиссии) по охране труда, то он не создается (см. разъяснения Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция РФ"). Хотя эти разъяснения Роструд давал до вступления в силу приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 650н (1 марта 2022 г.), действовавший в тот период приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н содержал такие же положения о создании Комитета по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников. Положения ТК РФ о создании Комитета при наличии инициативы тоже не изменились. Поэтому данные разъяснения, как и приведенные ниже судебные решения, имеет смысл принять во внимание.
Мнения, что при отсутствии инициативы комитет (комиссия) по охране труда не создается, придерживаются и судебные органы. Так, например, Курганский областной суда в определении от 12.09.2013 по делу N 33-2678/2013 указал, что при отсутствии инициативы работников либо их представительного органа создание комитета (комиссии) по охране труда является правом работодателя, а не обязанностью (см. также определение Челябинского облсуда по делу N 11-6666/2012).
Вместе с тем необходимо отметить, что имеются судебные решения, расценивающие отсутствие в организации комитета (комиссии) по охране труда как нарушение трудового законодательства. Так, при рассмотрении ряда дел суды признавали работодателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда), в том числе и в связи с тем, что в организации не создан такой комитет (см., например, постановления Октябрьского райсуда г. Новосибирска от 31.07.2012, Анжеро-Судженского горсуда Кемеровской области от 09.06.2014 по делу N 7-80/2014).
Численность, порядок формирования, состав Комиссии и ее деятельность определяются п.п. 11-17 Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах