Обучение работников организаций по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности
Смотрите в этом материале:
- общие требования к обучению в области пожарной безопасности;
- виды обучения в области пожарной безопасности;
- категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам;
Общие требования к обучению в области пожарной безопасности
В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N1479, далее - Правила N 1479) лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности (далее - ПБ). Соответственно, руководители организаций обязаны обучать своих работников таким мерам (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ).
Основной нормативный документ, который устанавливает требования к организации обучения мерам ПБ работников организаций, - приказ МЧС России от 18.11.2021 N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности"(далее - Порядок N 806), который вступил в силу с 1 марта 2022 г. и заменил утратившие силу Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645).
Порядок N 806 состоит из трех приложений:
- приложение N1 определяет порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях;
- приложение N2 содержит требования к содержанию программ противопожарного инструктажа;
- приложение N3 устанавливает категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
Кроме того, МЧС России представило разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам обучения мерам пожарной безопасности по новым требованиям в письмах от 22.12.2021 N ИВ-19-1999 (далее - письмо N ИВ-19-1999) и от 4.05.2022 N ИВ-19-751 (далее - письмо N ИВ-19-751).
Обращаем внимание, что под организациями в Порядке N 806 понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и юридические лица, а сам приказ распространяется на лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в данных организациях (п. 1 приложения N 1).
В соответствии с п.п. 1-3 приложения N 1 к Порядку N806 ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях мерам пожарной безопасности, несет ее руководитель, который определяет порядок и сроки обучения работников мерам ПБ с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Обучение (любое) должно содержать теоретическую и практическую части и может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Конкретный порядок проведения обучения в области пожарной безопасности в образовательных организациях устанавливается указанными организациями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об образовании.
Виды обучения в области пожарной безопасности
В связи с вступлением в силу 01.01.2021 новых Правил противопожарного режима в РФ и изменениями, внесенными в ст. 25 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", формулировка одного из видов обучения теперь звучит иначе: вместо прохождения пожарно-технического минимума (ПТМ) как это ранее устанавливалось в НПБ N645 некоторым категориям работников необходимо получать дополнительное профессиональное образование (ДПО) как обязательное условие допуска к работе (ч. 2 ст. 25 Закона N 69-ФЗ, п. 3 Правил N 1479).
ДПО в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании. Пунктом 8 ч. 7 ст. 76 Закона об образовании установлено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждаются МЧС России, им же определяются категории лиц, проходящих обучение по этим программам (ч. 4 ст. 25 Закона N 69-ФЗ).
Таким образом, в настоящее время существует 2 вида обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях:
1) по программам противопожарных инструктажей;
2) по программам дополнительного профессионального образования.
В "обычных" организациях (у работодателя), не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, с 1 марта 2022 г. с работниками проводятся только инструктажи по ПБ, обучение отдельных категорий работников по программам ДПО проводится исключительно в специализированных образовательных организациях в соответствии с законодательством РФ об образовании (см. письмо МЧС России N ИВ-19-751; а также п.18, п. 19 Переченя деятельности по реализации образовательных программ (приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства от 18.09.2020 N 1490).
Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам
Перечень категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, утвержден в приложении N 3 к Порядку N 806.
Данный перечень разделен на 2 пункта:
1. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности, осуществляющих трудовую и служебную деятельность в организациях.
2. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.
Для удобства восприятия представим указанный перечень в виде таблицы:
Повышение квалификации | |
п. 1. Категории лиц: а) лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты: - в которых могут одновременно находиться 50 и более человек; - отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности |
Осуществляют трудовую и служебную деятельность в следующих организациях: - государственных органах, - органах местного самоуправления, - общественных объединениях, - юридических лицах |
б) руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением ПБ на объектах защиты; - либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица | |
в) ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля (или должностные лица, исполняющие их обязанности): - на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек; - на объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности.
Внимание! Перечень таких лиц определяется руководителем организации | |
г) лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа | |
д) лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике | |
е) иные лица, определяемые руководителем организации | |
Профессиональная переподготовка | |
Лица, указанные в пункте 1: - не имеющие среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность"; - не имеющие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования |
Внимание! Данные требования не распространяются на лиц, прошедших обучение минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с НПБ N 645 |
Таким образом, не проходят! обучение по программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности лица, указанные в п. 1 приложения N 3 к Порядку N 806:
а) имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образования по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" (подп. "а" п. 2 приложения N 3 к Порядку N 806);
б) имеющие профессиональные компетенции в области пожарной безопасности, приобретенные в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования не пожарно-технического профиля (подп. "б" п. 2 приложения N 3 к Порядку N 806);
в) прошедшие обучение мерам ПБ в соответствии с требованиями НПБ N 645 (п. 5 приказа МЧС России N 806).
г) лица, не имеющие и не получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (см. п. 4 письма МЧС России ИВ-19-751).
Как разъясняет МЧС России, наличие компетенции в области пожарной безопасности подтверждается лицом, претендующим на освобождение от прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки в области ПБ, предоставлением оригинала (заверенной копии) приложения к документу об образовании и (или) о квалификации, в котором имеются сведения о прохождении претендентом обучения по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), непосредственно связанных с обеспечением ПБ объектов защиты. Наличие таких сведений в приложении к документу об образовании и (или) о квалификации является основанием принятия решения руководителем организации о возможности обучения претендента по программе повышения квалификации в области ПБ в соответствии со ст. 196 ТК РФ.
Образовательная организация, приняв претендента на обучение по программе повышения квалификации в области ПБ, подтверждает этим обоснованность решения руководителя организации о наличии у претендента компетенции в области ПБ и отсутствие необходимости обучения по программе профессиональной переподготовки. Образовательная организация на основании представленного претендентом приложения к документу об образовании и (или) о квалификации вправе обосновано отказать претенденту в обучении по программе повышения квалификации в области ПБ без прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности (п. 21 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Особенности обучения по дополнительным профессиональным программам в области ПБ различных категорий работников
В соответствии с п. 5 приказа N 806 действие Порядка N 806 не распространяется на работников, прошедших обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (НПБ N 645) до даты истечения сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных данным приказом.
Как разъясняет МЧС России, лица, до 1 марта 2022 г. прошедшие обучение по программам ПТМ в соответствии с НПБ N 645, и имеющие документы, подтверждающие прохождение указанного обучения, не проходят обучение программам профессиональной переподготовки в области ПБ. Дальнейшее обучение мерам ПБ для этих лиц проводится по программам повышения квалификации в области ПБ с учетом сроков периодичности такого обучения, предусмотренных пунктом 32 НПБ N 645.
Для лиц, приступающих к осуществлению трудовой деятельности с 1 марта 2022 г., периодичность обучения по программам повышения квалификации в области ПБ устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты в определяемом им в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Порядку N 806 (см. п. 2, п. 3, п. 12 письма МЧС N ИВ-19-1999). При этом срок, в течение которого работник должен быть направлен на обучение в виде ДПО после окончания срока действия удостоверения ПТМ, законодательно не установлен. Согласно статьи 196 Трудового кодекса необходимость направления работника для получения дополнительного профессионального образования для собственных нужд либо по программе переподготовки, либо по программе повышения квалификации определяет руководитель организации. Соответствующее требование может быть включено в трудовой договор, заключаемый с работником (см. п. 9 письма МЧС N ИВ-19-751).
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Поэтому для лиц, не удовлетворяющих указанным требованиям (например, имеющих среднее образование), обучение мерам пожарной безопасности в форме ДПО не предусмотрено. Указанные лица проходят обучение по программам противопожарного инструктажа (п. 16 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Отдельное внимание МЧС России уделило обучению мерам пожарной безопасности рабочих, выполняющих сварочные работы (п. 17 письма N ИВ-19-1999). Ранее данная категория работников в обязательном порядке проходила обучение минимуму пожарно-технических знаний. В настоящее время, как поясняет МЧС России, обучение мерам пожарной безопасности перед выполнением работ, связанных с повышенной пожарной опасностью, проводится по программам противопожарного инструктажа, если иное не предусмотрено порядком обучения лиц мерам ПБ, определяемом руководителем организации в соответствии с п. 2 приложения N 1 к Порядку N 806. В соответствии с п. 362 Правил N 1479 при проведении огневых работ запрещается допускать к самостоятельной работе лиц, не имеющих квалификационного удостоверения. Квалификация сварщиков должна соответствовать требованиям, установленным Минтрудом России. Сварщики должны иметь действующее аттестационное удостоверение по соответствующему способу сварки. Программы профессиональной подготовки сварщиков содержат темы, связанные с изучением норм и правил пожарной безопасности. Сварщики допускаются к сварочным работам, которые указаны в их удостоверениях.
По вопросу необходимости обучения по программам ДПО руководителей организаций и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, МЧС России также дал соответствующие разъяснения в указанном письме N ИВ-19-1999 (п. 19). Как указывает министерство, Порядком N 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области ПБ. К ним относятся лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности. В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Вместе с тем пунктом 4 Правил N 1479 руководитель вправе назначить лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты, которые, в свою очередь, в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ несут ответственность за нарушение требований ПБ. Тем самым, уточняет ведомство, обучение мерам ПБ по дополнительным профессиональным программам проходит ответственный за пожарную обязанность на объекте, которым является непосредственно руководитель, либо назначенное им лицо, по программам противопожарного инструктажа, если на объектах защиты одновременно находятся менее 50 человек, а также если объекты защиты не отнесены к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности (п. 1 приложения N 3 к Порядку N 806).
Программы дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности
5 сентября 2021 г. МЧС России в рамках реализации новых требований к обучению мерам ПБ утвердило своим приказом N 596 и 4 типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для:
- руководителей организаций; лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации (приложение 1);
- руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты; лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности (приложение 2);
- ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности (приложение 3);
- лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа (приложение 4).
Также утверждена типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для получения квалификации "Специалист по противопожарной профилактике".
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - не менее 16 часов, в том числе практической части - не менее 4 часов; программы профессиональной переподготовки не менее 250 часов, в том числе практической части - не менее 16 часов. Это установлено пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499. В свою очередь, практические занятия являются неотъемлемой частью дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности и являются составной частью всех типовых программ.(см. п. 15 письма МЧС N ИВ-19-1999; п. 3 письма МЧС N ИВ-19-751)
МЧС России разъясняет, что разработка программ дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с законодательством об образовании. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной на основании Типовой программы и утвержденной образовательной организацией с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Типовые дополнительные профессиональные программы в области ПБ утверждены, как указано выше, приказом МЧС России N 596. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 13 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Согласование дополнительных профессиональных образовательных программ по обучению в области ПБ с МЧС России не требуется. Как указывает МЧС России, в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается, в том числе самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за качество образования своих выпускников. Таким образом, резюмирует ведомство, согласование дополнительных профессиональных образовательных программ по обучению мерам пожарной безопасности с МЧС России не требуется (п. 14 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Кроме того, министерство разъяснило понятия "эксплуатирующая организация" и "управляющая организация", содержащиеся в подпункте "б" пункта 1 приложения N 3 к Порядку N 806 и в приложении N 2 Приказа N 596. В целях применения требований указанных нормативных актов под такими организациями понимаются юридические лица, привлекаемые на основании договора собственниками зданий, сооружений для осуществления эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, сооружений в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в соответствии с частями 6, 9, 10 статьи 55.24, частью 2 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К таким организациям, в том числе, относятся организации по управлению многоквартирными жилыми домами, определяемые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом организации, осуществляющие монтаж, техническое обслуживание или ремонт систем противопожарной защиты, а также организации, осуществляющие строительные работы на объектах защиты, к эксплуатирующим и управляющим организациям не относятся (п. 20 письма МЧС N ИВ-19-1999).
При разработке программ ДПО в области ПБ образовательным организациям следует учитывать, что каждая программа, разработанная в соответствии с типовой программой, строится на модульном принципе представления содержаний обучения и построении учебных планов, которые должны позволить обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта. Поэтому программа может быть дополнена модулем обучения другой типовой программы, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.
В этом случае, например, программа повышения квалификации в области ПБ готовится на основании типовой программы большего объема пожарно-технических знаний, дополняемой требуемыми модулями.
По окончанию обучения образовательная организация выдает удостоверение о повышении квалификации в области ПБ с указанием квалификаций, полученных с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (п. 23 .письма МЧС N ИВ-19-1999).
Порядок проведения обучения и проверки знаний в области пожарной безопасности в образовательных организациях
Порядок проведения обучения в области пожарной безопасности в образовательных организациях устанавливается указанными организациями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об образовании.
Что касается проверки знаний требований ПБ после обучения по программам ДПО, Порядок N 806 не содержит никаких разъяснений в этой части. Формы реализации и порядок проведения проверки знаний требований и умений в области ПБ обучаемых лиц тоже устанавливаются образовательной организацией самостоятельно согласно законодательству РФ об образовании. Так, в соответствии с частями 14, 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
МЧС России, в свою очередь, уточнило, что в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией. Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". Формирование и ведение реестра организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. А срок действия удостоверения о повышении квалификации (диплома о профессиональной подготовке) законодательством об образовании и законодательством о пожарной безопасности не предусмотрен (п. 26, п. 27 письма МЧС N ИВ-19-1999; п. 10 письма МЧС N ИВ-19-751).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах