Обучение работников мерам пожарной безопасности
Смотрите в этом материале:
- общие требования к обучению мерам ПБ;
- виды и цели обучения мерам ПБ;
- требования к лицам, проводящим противопожарные инструктажи;
- программы обучения мерам ПБ;
- обучение дистанционных работников мерам ПБ;
Общие требования к обучению мерам пожарной безопасности
Обучение населения мерам пожарной безопасности (далее - ПБ) - одна из основных функций системы обеспечения ПБ, которая представляет собой организованный процесс формирования знаний, умений и навыков граждан в области обеспечения ПБ в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой, служебной деятельности и в повседневной жизни (абз. 24 ч. 1 ст. 1; абз. 6 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N1479, далее - Правила N 1479) лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Соответственно, руководители организаций обязаны обучать своих работников таким мерам (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ).
Основной нормативный документ, который устанавливает требования к организации обучения мерам ПБ работников организаций, - приказ МЧС России от 18.11.2021 N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (далее - Порядок N 806), который вступил в силу 1 марта 2022 г. и заменил утратившие силу Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645).
Порядок N 806 состоит из трех приложений:
- приложение N 1 определяет порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, в приложении которого представлен рекомендуемый образец журнала учета противопожарных инструктажей;
- приложение N 2 содержит требования к содержанию программ противопожарного инструктажа;
- приложение N 3 устанавливает категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
Кроме того, МЧС России представило разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам обучения мерам пожарной безопасности по новым требованиям в письмах от 22.12.2021 N ИВ-19-1999 (далее - письмо N ИВ-19-1999) и от 04.05.2022 N ИВ-19-751 (далее - письмо N ИВ-19-751).
Напомним, что рекомендации по обучению населения мерам ПБ изложены в Методических рекомендациях по организации обучения руководителей и работников организаций "Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум" (утв. МЧС России, 2007 г.) и Методических рекомендациях по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (утв. МЧС России 30.06.2014), однако основаны они на утративших силу НПБ N 645. Тем не менее, в связи с отсутствием в настоящее время иных рекомендаций МЧС России и не наработанной пока судебной практики полагаем, что работодатель может выборочно воспользоваться некоторыми положениями указанных рекомендаций при организации обучения мерам ПБ своих работников.
Обращаем внимание, что под организациями в Порядке N 806 понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и юридические лица, а сам приказ распространяется на лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в данных организациях (п. 1 приложения N 1).
До недавнего времени открытым оставался вопрос применения норм, изложенных в Порядке N 806, к индивидуальным предпринимателям и их работникам, поскольку Порядок N 806 оперирует понятием "организации", под которыми, как было указано выше, понимаются ОГВ, ОМСУ, общественные объединения и ЮЛ, а сам приказ распространяется на лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в данных организациях. Тем не менее, мы полагали, что к индивидуальным предпринимателям (соответственно, и их работникам) могут применяться требования Порядка N 806 по обучению мерам ПБ именно как к руководителям организаций, такой вывод можно сделать на основании анализа норм п. 3 Правил N1479 ("лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности; порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов РФ") и ч. 4 ст. 37 Закона N 69-ФЗ, в которой указано, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Соответственно, руководители организаций (в т.ч. ИП) обязаны обучать своих работников таким мерам (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона N 69-ФЗ). Что касается обязанности обучения мерам ПБ индивидуального предпринимателя (без наемных работников), полагаем, что такое обучение зависит от конкретного объекта защиты, на котором осуществляет деятельность ИП - если к этому объекту защиты предъявляются (установлены) требования пожарной безопасности (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), то прохождение обучения по ПБ индивидуальному предпринимателю без работников этом случае необходимо.
МЧС России в письме от 21.06.2023 N ИГ-19-1166 на вопросы о действии Порядка N 806 в отношении ИП предоставило следующий ответ (приводим с сокращениями): "На основании абзаца первого пункта 3 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Форму обучения индивидуальный предприниматель, не являющийся работодателем, определяет самостоятельно.
В соответствии со статьей 20 ТК РФ аботодателями наряду с юридическими лицами (организациями) могут являться физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Статьей 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, в том числе обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений.
Таким образом, в случае если индивидуальный предприниматель является работодателем, то на него в полной мере распространяются обязанности руководителя организации, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объекте защиты по соблюдению Правил противопожарного режима.
Индивидуальный предприниматель сам выбирает способ обучения своих работников (по программам противопожарного инструктажа или по программам дополнительного профессионального образования), исходя из структуры и численности работников объекта защиты, категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности" (конец цитаты).
Наконец, 19.10.2023 г. были внесены изменения в часть первую и часть вторую ст. 25 Закона N 69-ФЗ, из которых законотворец убрал слово "в организациях", тем самым поставив точку в вопросе обучения - исходя из смысла поправок, обучение мерам пожарной безопасности необходимо лицам, осуществляющим трудовую или служебную деятельность у любых работодателей.
В соответствии с п.п. 1-3 приложения N 1 к Порядку N 806 ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях мерам пожарной безопасности, несет ее руководитель, который определяет порядок и сроки обучения работников мерам ПБ с учетом требований нормативных правовых актов РФ. Обучение (любое) должно содержать теоретическую и практическую части и может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Виды и цели обучения мерам пожарной безопасности
В связи с вступлением в силу 01.01.2021 новых Правил противопожарного режима в РФ и изменениями, внесенными в ст. 25 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", формулировка одного из видов обучения теперь звучит иначе: вместо прохождения пожарно-технического минимума (ПТМ) как это ранее устанавливалось в НПБ N645 некоторым категориям работников необходимо получать дополнительное профессиональное образование (ДПО) как обязательное условие допуска к работе (ч. 2 ст. 25 Закона N 69-ФЗ, п. 3 Правил N 1479). ДПО в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании. Пунктом 8 ч. 7 ст. 76 Закона об образовании установлено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждаются МЧС России, им же определяются категории лиц, проходящих обучение по этим программам (ч. 4 ст. 25 Закона N 69-ФЗ).
Таким образом, в настоящее время существует 2 вида обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность:
1) по программам противопожарных инструктажей;
2) по программам дополнительного профессионального образования.
В "обычных" организациях (у работодателя), не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, с 1 марта 2022 г. с работниками проводятся только инструктажи по ПБ, обучение отдельных категорий работников по программам ДПО проводится исключительно в специализированных образовательных организациях в соответствии с законодательством РФ об образовании.
В свою очередь, по видам и срокам проведения противопожарные инструктажи подразделяется на уже знакомые нам 5 видов (п. 11 приложения N 1)
1) вводный;
2) первичный на рабочем месте;
3) повторный;
4) внеплановый;
5) целевой.
В соответствии с п. 6 приложения N 1 к Правилам N 806 противопожарные инструктажи проводится в целях доведения до лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации:
- обязательных требований ПБ;
- изучения пожарной и взрывопожарной опасности технологических процессов, производств и оборудования;
- имеющихся на объекте защиты систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
- действий в случае возникновения пожара.
Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, а также программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности утверждены в приложении N 3 к Порядку N 806. В отличие от НПБ N 645 перечень таких лиц значительно уменьшен.
Действие Порядка N 806 не распространяется на работников, прошедших обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" до даты истечения сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных данным приказом (утратил силу).
Как разъясняет МЧС России, лица, до 1 марта 2022 г. прошедшие обучение по программам ПТМ в соответствии с НПБ N 645, и имеющие документы, подтверждающие прохождение указанного обучения, не проходят обучение программам профессиональной переподготовки в области ПБ. Дальнейшее обучение мерам ПБ для этих лиц проводится по программам повышения квалификации в области ПБ с учетом сроков периодичности такого обучения, предусмотренных п. 32 НПБ N 645.
Для лиц, приступающих к осуществлению трудовой деятельности с 1 марта 2022 г., периодичность обучения по программам повышения квалификации в области ПБ устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты в определяемом им в соответствии с п. 2 приложения N 1 к Порядку N 806 (см. п. 2, п. 3, п. 12 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Требования к лицам, проводящим противопожарные инструктажи
Требования к лицам, которые проводят инструктажи по ПБ, изменились (п. 7, п. 8 приложения N 1 к Порядку N 806). Для наглядности представим требования к таким лицам в виде таблицы:
Лица, проводящие инструктажи по ПБ |
Требования к лицам, проводящим инструктажи по ПБ |
Руководители организации |
- осуществляют трудовую или служебную деятельность в организации; - прошли обучение мерам ПБ по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности; - либо имеют среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" (образование пожарно-технического профиля); - либо прошли процедуру независимой оценки квалификации в период действия свидетельства о квалификации |
Лица, которые по занимаемой должности или характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности, назначенные руководителем организации | |
Должностные лица, назначенные руководителем организации ответственными за проведение противопожарного инструктажа в организации | |
Иные лица по решению руководителя организации | |
Лица, привлекаемые на основании гражданско-правового договора |
- прошли обучение мерам ПБ по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности; - либо имеющие образование пожарно-технического профиля; - либо прошедшие процедуру независимой оценки квалификации в период действия свидетельства о квалификации |
МЧС России в п. 4 своего распоряжения от 15.11.2022 N 1210 "Об утверждении официальных разъяснений обязательных требований, установленных приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806" (далее - Распоряжение N 1210) еще раз отметило, что противопожарный инструктаж проводят лица, осуществляющие трудовую или служебную деятельность в организации, либо лица, привлекаемые на основании гражданско-правового договора, отвечающие одному или совокупности требований:
- прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области ПБ (программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании лицензии, полученной в соответствии с требованиями Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ 18.09.2020 N 1490;
- имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность";
- прошедшие процедуру независимой оценки квалификации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", в период действия свидетельства о квалификации;
- прошедшие обучение до 1 марта 2022 г. минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с НПБ N 645.
В соответствии с п. 4 Правил N 1479 руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение ПБ на объекте защиты. При этом упоминания об ответственном за ПБ в организации содержатся в Правилах N 1479 неоднократно, например, в п. 84, п. 90. Причем, как установлено в новых Правилах, в инструкции о мерах пожарной безопасности безусловно указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, а также перечислены их обязанности (п. 394). То есть исходя из этих норм можно предположить, что назначение ответственных за ПБ в организации все-таки требуется. Анализ судебной практики подтверждает этот вывод: в своих решениях, связанных с проведенными проверками соблюдения требований ПБ после вступления в силу Правил N 1479, суды прямо указывают на факт неназначения лица, ответственного за ПБ на объекте, как нарушение требований ПБ и обязывают производить такие назначения (см. решения Индустриального райсуда г. Перми Пермского края от 07.07.2021 по делу N 2-1905/2021; Кировского райсуда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23.09.2021 по делу N 2-3783/2021).
В письме ГУ МЧС по г. Москве от 13.06.2019 N 3227-1-1-8 указано, что назначение лица ответственным за ПБ регулируется трудовыми отношениями, основанными на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах работодателя.
Обращаем внимание, что 1 марта 2025 г. в Закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения: в частности, добавлена новая часть третья ст. 37 об обязательном соответствии квалификационным требованиям и (или) профессиональным стандартам лиц, ответственных за обеспечение ПБ в зданиях и сооружениях (изменения внесены Федеральным законом от 24.09.2022 N 370-ФЗ).
В связи с этим Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России в письме от 09.08.2024 N ИГ-19-16-998 сообщил, что в соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель сам определяет необходимость подготовки работников и их направления на прохождение независимой оценки квалификации на условиях и в порядке, определенных коллективным договором (соглашением, трудовым договором). Кроме того, Федеральным законом N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона N 370-ФЗ) не установлена обязательность проведения независимой оценки квалификации квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии), а также не предусмотрен порядок выявления и пресечения нарушений таких требований и не определен орган власти, уполномоченный на издание нормативных правовых актов в развитие норм, установленных Федеральным законом N 370-ФЗ.
Аналогичное мнение высказано МЧС России и в более позднем письме от 20.12.2024 N ИГ-19-16-1546, также ведомство разъяснило, что лица, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам - программам переподготовки, повышения квалификации в области пожарной безопасности на основании положений приложения N 3 к приказу МЧС России от 18.11.2021 N 806, могут осуществлять трудовую деятельность в качестве ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Отдельно МЧС подчеркнуло, что вопрос соответствия работников квалификационным требованиям, установленных квалификационными справочниками и (или) профессиональными стандартами, относится к компетенции работодателей и контролируется трудовой инспекцией.
Программы обучения мерам ПБ
Как указано в п. 9 приложения N 1 к Порядку N 806, противопожарные инструктажи проводятся по программам, разработанным лицами, их проводящими, а сами программы утверждаются руководителем организации или лицами, назначенными ответственными за обеспечение ПБ на объектах защиты в организации. Обучение должно содержать теоретическую и практическую части и может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно) (п. 3 приложения N 1).
Как разъясняет МЧС России в п. 2 Распоряжения N 1210 обучение лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа может проходить единовременно и непрерывно - в один этап, включающий теоретическую и практическую части. Поэтапное (дискретное) обучение подразумевает разделение теоретической и практической частей на этапы, по окончанию которых проводится проверка соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа.
Требования к содержанию программ противопожарного инструктажа содержатся в приложении N 2 к Порядку N 806.
В данном приложении содержатся требования к содержанию:
1) программ вводного противопожарного инструктажа
2) программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте
Требования к содержанию программ повторного противопожарного инструктажа аналогичны требованиям к содержанию программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте (п. 3 приложения N 2).
Как указано в п. 4 указанного приложения, объем и содержание теоретической и практической частей и необходимость практической части программ внепланового и целевого противопожарного инструктажа определяются руководителем организации (лицом, назначенным ответственным за обеспечение ПБ) в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения.
Практическая часть противопожарных инструктажей включает в себя:
- практическую тренировку по отработке действий при возникновении пожара;
- приобретение навыков пользования первичными средствами пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом (с приведением в действие при его наличии), средствами индивидуальной защиты, средствами спасения и самоспасания (при их наличии) (см. п. 10, п. 11 Распоряжения N 1210).
МЧС России, отвечая на вопрос об обязательности проведения практической части противопожарных инструктажей и требованиях, которые предъявляются к проведению практических занятий при реализации программ противопожарных инструктажей, указало на то, что в соответствии с пунктом 3 приложения N 1 к Порядку N 806 обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа должно содержать теоретическую и практическую части. Объем и содержание программ противопожарного инструктажа определяются и утверждаются руководителем организации либо лицом, назначенным руководителем организации ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации. Министерство также подчеркнуло, что практическая часть противопожарных инструктажей соответствует п. 2.8 приложения N 2 и напомнило о необходимости внесения записи записи в журнал учета противопожарных инструктажей, содержащем информацию о проведении как теоретической, так и практической частей противопожарного инструктажа (п. 2 Информационного письма N ИВ-19-751).
И хотя хотя прямого ответа на данный вопрос разъяснения МЧС России не содержат, полагаем, что анализ норм Порядка N 806 и данный ответ МЧС позволяют сделать вывод о том, что вводный, первичный на рабочем месте и повторный противопожарные инструктажи в обязательном порядке должны содержать и практическую часть. А вот необходимость практической части внепланового и целевого противопожарных инструктажей определяются руководителем организации либо лицом, назначенным руководителем организации ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения (п. 3 приложения N 1; п. 4 приложения N 2; абз. 3 п. 20 Порядка N 806, п. 2 Распоряжения N 1210).
Отметим, что согласно п. 1.8 и п. 2.9 приложения N 2 к Порядку N 806 программы вводного и первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте должны содержать меры пожарной безопасности в зданиях для проживания людей, разработанные на основе раздела IV "Здания для проживания людей" Правил противопожарного режима в РФ. Как разъяснило МЧС России, гибель людей в жилом секторе составляет в среднем 90% от общего числа погибших на пожарах, а в рамках реализации ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководитель организации обязан проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. В этих целях приложением N 2 к приказу МЧС России N 806 в программы противопожарных инструктажей введены обязательные разделы о мерах пожарной безопасности в зданиях для проживания людей (п. 9 Распоряжения N 1210).
МЧС в рамках реализации новых требований к обучению мерам ПБ также утвердило приказом от 05.09.2021 N 596 и 4 типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для:
- руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности (приложение 1);
- руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты; лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности (приложение 2);
- ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности (приложение 3);
- лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа (приложение 4).
Также утверждена типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для получения квалификации "Специалист по пожарной профилактике" (приложение 5).
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - не менее 16 часов, в том числе практической части - не менее 4 часов; программы профессиональной переподготовки не менее 250 часов, в том числе практической части - не менее 16 часов.
МЧС России указывает на то, что согласование дополнительных профессиональных образовательных программ по обучению мерам пожарной безопасности с МЧС России не требуется (п. 14 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Обучение дистанционных работников мерам ПБ
В соответствии с п. 5 приложения N 1 к Порядку N 806 обучение дистанционных работников (служащих) мерам ПБ проводится в случае, если это предусмотрено трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору, предусматривающим выполнение работником (служащим) трудовой функции дистанционно. Как подчеркивает МЧС России, на самом объекте защиты в соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима N 1479 лица допускаются к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 4 письма МЧС N ИВ-19-1999).
Кроме того, теоретическая часть обучения программ противопожарного инструктажа, как и проверка знаний работников теоретической части указанных программ может осуществляться дистанционно (п. 4, абз. 2 п. 20 приложения N 1 к Порядку N 806).
Указанное министерство в п. 3 своего распоряжения от 15.11.2022 N 1210 еще раз акцентирует внимание на том, что в соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима N 1479 порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов. Эта норма в полной мере распространяется на Порядок N 806. Таким образом, вопросы обучения мерам пожарной безопасности по программе противопожарного инструктажа дистанционных работников (служащих) также регулируются порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности в организации с учетом п. 3 Правил противопожарного режима, устанавливающего требование допуска лиц к работе на объект защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Полагаем, данное разъяснение означает, что решение о проведении противопожарного инструктажа с дистанционным работником остается на усмотрение работодателя с учетом содержания (условий) трудового договора. Вместе с тем если дистанционный работник все же будет посещать помещения и территорию организации - работодателя, то проведение с ним инструктажа по ПБ необходимо, в том числе, и в части соблюдения требований ПБ на территории (на объекте) работодателя.
Порядок проведения обучения мерам ПБ
В соответствии с п.п. 1-4 приложения N 1 к Порядку N806 ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях мерам пожарной безопасности, несет ее руководитель. Для этого руководитель организации определяет порядок и сроки обучения работников мерам ПБ с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Само обучение должно содержать теоретическую и практическую части, осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), при этом теоретическая часть может реализовываться дистанционно.
Для того, чтобы правильно организовать процесс обучения работников мерам пожарной безопасности, рекомендуем разработать и утвердить руководителем следующие документы в организации:
1) приказ об организации обучения и проверки знаний работников мерам пожарной безопасности (проведения противопожарных инструктажей и порядка направления отдельных категорий работников в образовательные организации для обучения по программам ДПО);
2) порядок проведения противопожарных инструктажей у работодателя, в котором, в том числе, определить перечень лиц (лицо), ответственное за хранение журнала учета противопожарных инструктажей (п. 24);
3) график проведения повторных инструктажей;
4) перечень должностей работников организации, направляемых в образовательные организации для обучения по программам ДПО;
5) программы инструктажей и перечень контрольных вопросов для проверки знаний после проведения инструктажа (последний по желанию);
6) перечень ответственных лиц за проведение инструктажей;
7) специальную форму журнала учета противопожарных инструктажей (форма журнала утверждена в приложении к приложению N 1 Порядка N 806).
Порядок N 806 не содержит четких критериев порядка обучения мерам ПБ, в том числе проведения противопожарных инструктажей у работодателя. Однако в п. 10 и п. 19 приложения N 1 указано, что противопожарные инструктажи проводятся с использованием актуальных наглядных пособий и учебно-методических материалов в бумажном и (или) электронном виде, разработанных на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности. Проводятся они индивидуально или с группой лиц, осуществляющих аналогичную трудовую или служебную деятельность в организации, в пределах помещения, пожарного отсека здания, здания, сооружения одного класса функциональной пожарной опасности.
Повторный противопожарный инструктаж допускается проводить в иных помещениях (учебных классах, кабинетах), а также на территории организации, если трудовые функции работников не предусматривают работу в зданиях, сооружениях и помещениях производственного и складского назначения.
Допускается совмещение проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей на рабочем месте в случаях, установленных порядком обучения в организации (п. 15 приложения N 1).
Наиболее значимые изменения порядка обучения коснулись сокращенной периодичности порядка проведения повторного инструктажа для некоторых организаций. Так, согласно абз. 2 п. 16 приложения N 1 к Порядку N 806 проводится он не реже 1 раза в полгода:
- со всеми работниками на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно;
- объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
- с работниками организаций, связанных с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.
С этими же категориями работников проводится и внеплановый противопожарный инструктаж в случае перерыва в трудовой (служебной) деятельности более чем на 60 календарных дней (абз. 5 п. 17 приложения N 1).
В порядке проведения остальных противопожарных инструктажей существенных изменений в новом приказе не содержится.
Порядок проведения обучения мерам пожарной безопасности в образовательных организациях устанавливается указанными организациями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об образовании.
Проверка знаний и фиксация результатов обучения мерам ПБ
Проведение противопожарных инструктажей у работодателя завершается проверкой соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами, которую осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации. При этом проверка знаний по теоретической части программы инструктажа может осуществляться дистанционно, а форма реализации проверки знаний ее практической части устанавливаются порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности.
Лица, показавшие неудовлетворительные результаты проверки знаний и умений, к осуществлению трудовой (служебной) деятельности в организации не допускаются до подтверждения необходимых знаний и умений (п. 20, п. 21 приложения N 1 к Порядку N 806).
О проведении противопожарного инструктажа должностным лицом, проводившим проверку знаний и умений работников, производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, рекомендуемый образец оформления которого приведен в приложении к приложению N 1 Порядка N 806, при этом допускается возможность его ведения в электронном виде (п. 22, п. 25 приложения N 1 Порядка N 806).
Форма журнала учета противопожарных инструктажей, как и его название, изменились. Ранее это был "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности", в новых требованиях - "Журнал учета противопожарных инструктажей". Кроме того, в новой форме, утвержденной Порядком N 806, появилась новые графы о практической части инструктажа, а также с 01.03.2022 в журнале необходимо указывать номер документа об образовании и (или) квалификации, документа об обучении инструктора. А вот год рождения инструктируемого уже не указывается. Однако напомним, что приведенная в новом Порядке N 806 форма журнала - это рекомендуемый образец его оформления.
Сам журнал может быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. Хотя конкретных требований в нормативных актах к журналу в этой части нет, но в целом существует подход, что все журналы, которые должны вестись работодателем, следует защитить от изъятий страниц и обеспечить его целостность любым доступным способом (см. консультацию Роструда).
Срок хранения журнала учета проведения противопожарных инструктажей - 3 года (п. 613 Перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 N 236).
Новый Порядок обучения устанавливает возможность фиксации результатов проверки знаний и умений в области ПБ и путем подписания работником (служащим) и лицом, проводившим противопожарный инструктаж, документов электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В этом случае руководителем организации должна быть обеспечена возможность проверки журналов учета противопожарных инструктажей, оформляемых в электронном виде с использованием электронной подписи, должностными лицами органов госпожнадзора (п. 26, п. 27 приложения N 1). Как уточняет МЧС России, записи в журнале учета противопожарных инструктажей ведутся таким образом, чтобы руководитель организации, либо назначенное им лицо, а также должностное лицо органа государственного пожарного надзора могли оценить соответствие содержания программ противопожарных инструктажей, сроков их проведения требованиям, установленным Порядком N 806 (п. 8 распоряжения МЧС России от 15.11.2022 N 1210 "Об утверждении официальных разъяснений обязательных требований, установленных приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806").
Что касается проверки знаний требований ПБ после обучения по программам ДПО, Порядок N 806 не содержит никаких разъяснений в этой части. Формы реализации и порядок проведения проверки знаний требований и умений в области ПБ обучаемых лиц устанавливаются образовательной организацией самостоятельно согласно законодательству РФ об образовании. Так, в соответствии с частями 14, 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
МЧС России, в свою очередь, уточнило, что в соответствии со ст. 60 Федерального закона N 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией. Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". Формирование и ведение реестра организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. А срок действия удостоверения о повышении квалификации (диплома о профессиональной подготовке) законодательством об образовании не предусмотрен (п. 26, п. 27 письма МЧС N ИВ-19-1999).
См. также
Формы документов
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах