Управление рисками при проведении контрольных мероприятий трудовой инспекцией:
категории риска работодателей и индикаторы риска
При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) (ранее он назывался риск-ориентированным подходом) (ст. 22 Закона N 248-ФЗ, п. 10 Положения N 1230).
Этот метод предполагает, что деятельность всех работодателей (кроме работодателей-физических лиц, не являющихся ИП) будет отнесена Рострудом к определенной категории риска (ч. 3 ст. 24 Закона N 248-ФЗ). Деятельность каждого работодателя может относиться к одной из пяти категорий риска: высокого риска, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 11 Положения N 1230).
Категории риска работодателей
В зависимости от присвоенной категории риска варьируется периодичность проведения плановых КНМ и (или) профвизитов (ч. 1 и ч. 4 ст. 25 Закона N 248-ФЗ). Чем риск ниже, тем реже будут проводиться плановые КНМ или обязательные профвизиты.
Плановые КНМ проводятся исключительно в отношении работодателей категории высокого риска (1 плановое КНМ в 2 года либо 1 обязательный профвизит в год). В отношении работодателей, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска проводятся только обязательные профвизиты (ч. 2 ст. 25 Закона N 248-ФЗ).
Мораторий в отношении внеплановых КНМ на 2025 не продлен, поэтому они проводятся трудовой инспекцией в общем порядке при наличии оснований, установленных ст. 57 Закона N 248-ФЗ.
Общие же правила расчета риска деятельности работодателя установлены приложением к Положению N 1230 (далее - Критерии расчета риска).
Роструд на своем официальном сайте разместил и будет поддерживать в актуальном состоянии информацию о работодателях, чья деятельность отнесена к категории высокого риска (п. 13 Положения N 1230). Сведения о работодателях с присвоенной им категорией значительного, среднего и умеренного риска размещаются на сайтах государственных инспекций труда.
Работодатели могут подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска через портал Госуслуг или посредством портала "Онлайнинспекция.рф" (ч. 6 ст. 24 Закона N 248-ФЗ, п. 13 Положения N 1230, информация Роструда от 20.11.2020).
Решения об отнесении работодателя к соответствующей категории риска или об отказе в изменении категории риска может быть обжалован сначала в Роструд, а потом в суд (ст. 361 ТК РФ, ст. 39, п. 4 ч. 4 ст. 40 Закона N 248-ФЗ). Работодатели, у которых больше 1000 работников, могут увидеть решение о снижении им категории риска на сайте Роструда (п. 13 Критериев расчета риска).
Индикаторы риска
При принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия трудовая инспекция использует индикаторы риска нарушения работодателями трудового законодательства, утв. приказом Минтруда России от 30.11.2021 N 838н (ч. 1 ст. 22, ч. 9 и ч. 10 ст. 23, п. 7 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ):
- принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, среднесписочная численность работников которого равняется или превышает 50 работников, в том числе работающих по совместительству;
- проведение два и более раза в течение 6 месяцев одним лицом и (или) одним средством измерения, имеющим идентификационные признаки, измерений в целях специальной оценки условий труда у работодателя, находящегося в другом субъекте РФ, в течение суток;
- увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших за квартал, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года:
а) на 3 и более несчастных случаев у работодателей со среднесписочной численностью работников менее 50 человек.
б) на 4 и более несчастных случаев у работодателей со среднесписочной численностью работников от 50 до 99 человек.
в) на 5 и более несчастных случаев у работодателей со среднесписочной численностью работников 100 человек и более;
- отсутствие в ФГИС СОУТ информации о результатах СОУТ у юридического лица или ИП, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП более 12 месяцев назад, если юрлицо или ИП является страхователем в СФР и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах, а также наличие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения СОУТ у юрлица или ИП более 5 лет назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда;
- поступление в трудовую инспекцию информации о начислении работодателем заработной платы за каждый месяц предыдущего квартала ниже МРОТ 60 и более работникам в случаях, когда их доля составляет 50% и более от общего числа работников;
- поступление в трудовую инспекцию информации о неизменности численности работников при условии сокращения фонда оплаты труда на 80% и более за квартал у одного работодателя, численность работников которого равняется или превышает 15 работников;
- поступление в трудовую инспекцию информации о работодателе, взаимодействующим более чем с 35 физическими лицами (ИП), применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" со среднемесячным доходом более 35 тысяч рублей, у которых средняя продолжительность работы составляет более 3 месяцев и доля дохода от этого работодателя составляет 90% и более;
- поступление в трудовую инспекцию информации о снижении заработной платы в отчетном квартале по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года у 25% и более работников медицинской организации категории "врачи", медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала соответственно.
Поэтому выявление работодателя, соответствующего этим параметрам, влечет проведение внепланового контрольного мероприятия вместо профилактического (п. 7 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах