Полномочия инспекторов труда при проведении контрольных мероприятий
При осуществлении федерального государственного контроля в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право (ст. 357 ТК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона N 248-ФЗ):
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физических лиц. Образец служебного удостоверения государственного инспектора труда утвержден приказом Роструда от 14.12.2020 N 242;
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со ст. 360.1 ТК РФ.
Вместе с тем при проведении проверки государственные инспекторы труда также должны соблюдать ограничения и запреты, а также выполнять обязанности, которые регламентированы ч. 1 ст. 29 и ст. 37 Закона N 248-ФЗ:
- проводить контрольные мероприятия и совершать контрольные действия, только предусмотренные решением руководителя трудовой инспекции (его заместителя) и во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
- проводить контрольные мероприятия и совершать контрольные действия в присутствии работодателя (его представителей), за исключением случаев, если оценка соблюдения трудового законодательства может быть проведена без присутствия работодателя, а работодатель надлежащим образом уведомлен о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
- предоставлять работодателю, его представителям, присутствующим при проведении контрольных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к контрольному мероприятию, в том числе сведения о согласовании его проведения с органами прокуратуры;
- не требовать от работодателя представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
- не требовать от работодателя повторно представить ранее представленные работодателем документы (копии документов) независимо от оснований их представления;
- не требовать от работодателя документы и иные сведения, которые находятся в распоряжении иных государственных органов или подведомственных государственным органам организаций;
- не требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения контрольного мероприятия;
- не препятствовать осуществлению работодателем, присутствующим при проведении контрольного мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий;
- не превышать установленные Законом N 248-ФЗ сроки проведения контрольных мероприятий и совершения контрольных действий;
- обязаны знакомить работодателя, его представителей с результатами контрольных мероприятий и контрольных действий, относящихся к предмету контрольного мероприятия.
Проведение трудовым инспектором контрольного мероприятия без решения руководителя трудовой инспекции (его заместителя) и не включенного в единый реестр контрольных мероприятий; истребование документов, не относящихся к предмету проверки; нарушение срока проведения контрольного мероприятия, а также непредоставление работодателю для ознакомления акта с результатами контрольного мероприятия являются грубыми нарушениями, влекущими отмену результатов контрольного мероприятия по заявлению проверяемого работодателя (ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах